«Мелочи жизни». История первой отечественной мыльной оперы

Мыльные оперы – это многосерийные телепроекты с растянутым сюжетом, рассчитанным на продолжительный эфир и огромную аудиторию.

Эти сериалы отличают преувеличенная эмоциональность, незамысловатая семейная или любовная интрига, а также наличие нескольких простых параллельных сюжетных линий, которые призваны развлекать зрителя.

Многосерийные советские телесериалы (такие как, например, «Вечный зов» или «Тени исчезают в полдень») не являются мыльными операми из-за мощной идеологической направленности и эпичности. Советский кинематограф был нацелен на создание идейных картин, которые должны были воспитывать, а не отвлекать зрителя от труда и партии. Тем не менее, заграничные любовные сериалы были чрезвычайно популярны в СССР.

В демократичные, но голодные 1990-года вся страна взахлеб смотрела мексиканскую мыльную оперу «Богатые тоже плачут».

Его успех был настолько велик, что на Центральном телевидении было принято решение снять отечественный продукт на современную тему – о жизни простых российских граждан в непростых условиях после распада Советского Союза. Конкурс выиграли молодые сценаристы Юрий Кременецкий и Эжен Щедрин, которые чуть ли не с ходу написали сюжет для нескольких серий. Впоследствии к ним подключились драматурги Аркадий Савицкий и Георгий Полонский. Режиссером стал Вячеслав Бровкин, который имел опыт работы над телевизионными постановками (так, на его счету больше 10 серий знаменитого сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи»).

Сюжет «Мелочей жизни» прост: главные герои – молодые супруги Мария и Сергей, как и миллионы бывших советских граждан, переживают не лучшие времена. Они с трудом сводят концы с концами и терпят семейный кризис из-за своих подрастающих деток. Ситуация ухудшается, когда Сергей потерял работу. В это время за Марией начинает ухаживать преуспевающий модельер. В конце концов героиня бросает семью и уходит к нему, но потом раскаивается в своем поступке. История заканчивается гибелью женщины, а Сергей с сыном уезжает из России в США.

Главные роли исполнили Мария Зубарева и Сергей Колесников. Мария Зубарева – молодая перспективная актриса, которая снялась в известном телесериале «Возвращение Будулая» и в скандальной мелодраме «Мордашка, где играла на пару с Дмитрием Харатьяном. К сожалению, в возрасте 31 года она скончалась от онкологического заболевания, не закончив съемок в сериале. Авторы были вынуждены написать сцену гибели героини, в то время как по первоначальной задумке она возвращалась к мужу.

После «Мелочей жизни» Сергей Колесников продолжил сниматься в телевизионных проектах. Он засветился в роли следователя в сериале «Петербургские тайны», сыграл в «Тайнах института благородных девиц», появился в роли чиновника в сериале «Людмила Гурченко». Сестру Сергея Катю сыграла начинающая актриса Ирина Апексимова, которая впоследствии получила известность благодаря главной женской роли в нашумевшем сериале «День рождения буржуя». Впоследствии она играла в других проектах, таких как «Империя под ударом», «Есенин», «Книга мастеров». Апексимова занимает пост директора театра на Таганке и поэтому широко известна и в театральных кругах. Кроме того, она является организатором популярных театральных фестивалей и автором экспериментальных постановок.

Экранного супруга героини сыграл настоящий муж актрисы Валерий Николаев, карьера которого в 1990-х–2000-х годах уверенно шла в гору. После «Мелочей жизни» он сумел сняться в нескольких иностранных картинах, в том числе, в фильме Стивена Спилберга «Терминал». Но наибольшую известность ему принесла главная роль в сериале «День рождения буржуя». На счету Николаева – работы в сериалах «Улицы разбитых фонарей», «Бальзаковский возраст», «Дорогая Маша Березина», «Next-3».

Александр Лазарев-младший – сын известных советских актеров Александра Лазарева-старшего и Светланы Немоляевой – сыграл второстепенного персонажа, телепродюсера Алика.

В то время он уже набирал популярность и обращал на себя внимание режиссеров. В 2000-х годах Лазарев-младший играл в костюмированных проектах на исторические темы: «Тайны дворцовых переворотов», «Адмиралъ», «Гардемарины-4». Пожалуй, самой знаковой работой актера стала роль Гани Иволгина в нашумевшем телесериале Владимира Бортко «Идиот».

В телесериале «Мелочи жизни» сыграли не только начинающие актеры, но и маститые советские звезды, которые не нуждаются в представлении. Одна из ключевых ролей – состоятельного модельера, к которому ушла главная героиня – досталась Александру Лазареву-старшему, талантливому театральному артисту, который знаком массовому зрителю по таким картинам, как «Демидовы», «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии». Небольшая роль досталась и его жене Светлане Немоляевой, звезде комедии «Служебный роман». В сериале также засветились Василий Лановой, Юрий Яковлев, Нина Русланова, участие которых привлекало внимание зрителей к первому отечественному «мылу».

Сериал «Мелочи жизни» в буквальном смысле снимался на гроши. В Интернете можно найти истории о том, что денег не хватало даже на бананы и кока-колу, так что для разных кадров приходилось подклеивать скотчем один и тот же банан, а колу заменять подкрашенным чаем. Впрочем, это не мешало сценаристам работать на энтузиазме, и они растянули свою историю на 74 серии – астрономическая цифра для отечественного телесериала. Но не все разделяли настроение Кременецкого и Щедрина. В какой-то момент Лазарев-старший так устал от своего персонажа, что настоятельно просил убрать его из проекта. И лишь мешок с письмами от зрителей заставил его остаться на съемочной площадке.

Критики сдержанно оценили первое отечественное «мыло»; многие ругали творение Каменецкого и Щедрина за примитивный сюжет и наличие элементов чернухи, которая в 1990-х годах стала частью отечественного кинематографа. Зато зрителям телесериал пришелся по душе во многом благодаря тому, что на протяжении 74 серий они лицезрели узнаваемую обстановку и знакомые всем проблемы: потерю работы, материальную нужду, семейный кризис. Правда, многим не понравилось присутствие в кадре криминала: бандитизма, похищения людей, стрельбы и убийства. Люди пишут, что эти сцены выглядят неуместно, портят общее впечатление и похожи на неудачные заимствования из американских боевиков.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Мелочи жизни». История первой отечественной мыльной оперы