Муза Крепкогорская, Мария Капнист и другие аристократки, прославившиеся в СССР

Предки-дворяне — это престижно. Сегодня. А ещё сорок лет назад такая деталь биографии могла сильно испортить жизнь. Положено было иметь предков исключительно «рабоче-крестьянских». Ещё раньше, при Сталине, обладателям аристократических фамилий и вовсе грозили репрессии. Мы расскажем о нескольких отважных женщинах, которые, имея дворянское происхождение, сумели не только «остаться на плаву», но и стать успешными в СССР.


Потомственные дворянки рисковали при СССР свободой и жизнью только из-за происхождения. Но некоторые сумели прославиться.

Татьяна Окуневская

Очаровательная Татьяна Окуневская происходила из старинного дворянского рода. Ее первой работой в кино стала главная роль в фильме «Горячие денечки» 1935 года. Ей тогда было всего 17 лет. Девушка чудом не попала под каток репрессий. В 1937-м расстреляли ее отца — бывшего белогвардейца. За ним следом могла отправиться и дочь — как член семьи «врага народа». Спасло Окуневскую то обстоятельство, что к ней был неравнодушен Иосип Броз Тито, тогдашний лидер Югославии, и Сталину было невыгодно портить с ним отношения. Татьяну оставили в покое. Но — лишь на время.

Окуневскую обвинили в антисоветской пропаганде, это была серьезная статья. Больше года утонченная аристократка провела в общей камере, а потом ее отправили в далекий Джезказган в ссылку. Там ей предстояло провести 10 лет. Спасла Окуневскую только кончина «вождя народов». Вернувшуюся актрису было не узнать: истощенная, больная, испуганная, она ничем не напоминала былую красавицу. И все же ей удалось быстро вернуть прежнюю форму. Скоро она уже снова блистала на светских приемах, покоряя окружающих красотой и живостью. И сниматься продолжала — пусть и не так активно, как прежде.

Потомственная дворянка продолжала тщательно следить за собой даже в преклонном возрасте. Когда ей исполнилось 86, Окуневская решилась на пластическую операцию, но эта затея окончилась плохо: в кровь попала инфекция, и последние два года жизни актрисе пришлось бороться с болезнью.

Мариэтта (Мария) Капнист-Серко

Дочь и жена графа Ростислава Капниста вынуждены были бежать от революции в Крым. Юной Мариэтте нашли татарскую одежду, чтобы ее не постигла судьба расстрелянного красногвардейцами отца. Она несколько лет скрывалась, а когда ей исполнилось 16, вернулась на родину, в Ленинград: ей надоело прятаться, она мечтала стать актрисой. И мечта начала сбываться: девушку приняли в студию при драмтеатре. Казалось, жизнь налаживается. Но кто-то написал донос — сообщил руководству о родстве Марии с опальным графом. Ее уволили с работы и выслали из города.

Пришлось отправиться в Киев. Там девушка вела тихую скромную жизнь, работая бухгалтером. Как только началась Великая Отечественная, Мария оказалась в ссылке: советская власть обвинила ее в сотрудничестве с иностранной разведкой и выслала на 8 лет в Степлаг. Там она не только тяжело работала, но и нашла свою любовь: познакомилась с польским инженером Яном Волконским.

Более того — Яна приговорили к расстрелу. А Мария родила девочку, которой дала имя Радислава. Только в 1950-м Марию освободили, но вернуться в Киев позволили только после кончины Сталина. Бывшая заключенная могла рассчитывать только на должность дворника. Но ее увидел режиссер Юрий Лысенко. И Мария Капнист попала на экран — в образе немолодой игуменьи в картине «Таврида». И позднее она не раз исполняла роли разных загадочных женщин с характерной внешностью. Например, сыграла «графиню» в популярном детском фильме «Бронзовая птица».

Любовь Добржанская

Она исполняла роли мам главных героев — Жени Лукашина, Юрия Деточкина… Несмотря на образы простых женщин, она не могла скрыть какой-то природной аристократичности, утонченных манер. Это неудивительно — ведь Любовь Добржанская была потомственной дворянкой, ее отец был офицером царской армии. Его арестовали и сослали на 5 лет в Соловки, а потом отправили на поселение в Казахстан. Больше семья его никогда не видела…

Любовь Добржанская смогла реализовать свою мечту стать актрисой только потому, что ее мать старательно скрывала информацию о сосланном муже и о его происхождении. Любовь Ивановна спокойно играла в театре, а вот в кино снималась не так много, но все же ее роли отлично помнят зрители.

Муза Крепкогорская

Что касается Музы Крепкогорской, то она вела себя иначе: не скрывала своего аристократического происхождения, а, напротив, гордилась им. Как и ее мама, потомственная дворянка. А вот отец, музыкант Виктор Крепкогорский, который аккомпанировал еще Федору Шаляпину, в 30-х годах, когда проводились повальные «чистки» в среде интеллигентов, не выдержал вечного страха и покончил с собой. Мама, конечно, переживала, боялась, что репрессии коснутся ее и дочь. А дочь Муза, твердо решив стать актрисой, наплевала на все условности и поступила во ВГИК. Скоро прелестную блондинку с ямочками на щеках начали снимать и дали заметную роль в «Молодой гвардии».

Даже в автобусе ей частенько доводилось ловить на себе неприязненные взгляды: предательница едет! К своему мужу, популярному актеру Георгию Юматову, актриса относилась с некоторым снисхождением: он был «из простых». Как и к другим людям, в чьих жилах текла обычная кровь, а не «голубая», как у нее. Муза ухитрялась жить так, как будто времена не поменялись, и она по-прежнему — дворянка, находящаяся на ступеньку выше всех остальных. Без счета тратила деньги, покупая наряды и украшения: «Жорж еще заработает!». По-настоящему оценить своего мужа, обожающего свою Музу, она смогла только после потери Юматова. Оставшись одна, Крепкогорская замкнулась в себе, стала избегать людей, злоупотреблять алкоголем, а через два года ушла вслед за ним.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Муза Крепкогорская, Мария Капнист и другие аристократки, прославившиеся в СССР