«Не сразу все устроилось»: как снимали фильм «Москва слезам не верит»

Кадр из фильма

Фильм «Москва слезам не верит», впервые показанный в конце 1979 года, понравился и советским зрителям, и американским киноакадемикам, получил и премию «Оскар», и Государственную премию СССР.

Однако его путь к успеху вовсе не был простым. Не все актеры согласились сниматься, а сценарий поначалу не нравился даже самому режиссеру Владимиру Меньшову, о котором мы рассказывали раньше.

Как появился сценарий
В основу фильма положен сценарий «Дважды солгавшая», написанный Валентином Черных за 19 дней для конкурса фильмов о Москве и получивший там третье место. Кстати, до этого по его сценариям были сняты картины «Человек на своем месте» и «Собственное мнение», главные роли в которых исполнил Владимир Меньшов.

«Дважды солгавшая», несмотря на приз, режиссеров не заинтересовала. Меньшов поначалу тоже хотел отказаться от сценария, который казался ему чересчур мелодраматичным. Однако режиссера привлек один сюжетный ход — момент, когда героиня заводит будильник, ложится спать, а просыпается через двадцать лет.

«Я даже подумал вначале, что просто пропустил несколько страниц», — вспоминал он.

Кадр из фильма

Взявшись за доработку сценария, Меньшов с согласия Черных сделал более 40 поправок и дополнений. Так, к примеру, возникла сцена с Иннокентием Смоктуновским, который «поздновато начинает» актерскую карьеру, появилась история с хоккеистом Гуриным, который влюбился в героиню Ирины Муравьевой.

Как выбирали актеров
Актерский ансамбль подбирали долго. Роль Катерины Меньшов предлагал Ирине Купченко, Маргарите Тереховой и Анастасии Вертинской, но все они отказались. В итоге режиссер решил снимать свою жену Веру Алентову, хотя и ей сценарий не особенно нравился.

Сыграть Людмилу согласилась Ирина Муравьева, однако после просмотра яркая, веселая и неунывающая подруга главной героини, по признанию актрисы, в собственном исполнении показалась ей вульгарной и грубой. На роль Антонины, от которой отказалась Галина Польских, пробовалась Нина Русланова, но в итоге утвердили Раису Рязанову.


На роль Гоши Меньшов планировал пригласить Олега Ефремова, Виталия Соломина или Вячеслава Тихонова, но случайно увидел по телевизору старый фильм «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым.

«Меня осенило — вот же Гоша! Баталов, к счастью, согласился и попал «в десятку»», — рассказывал режиссер.
Роль Александры, дочери главной героини, предназначалась Наталье Вавиловой, которая снималась в «Розыгрыше», первом фильме Меньшова. Однако ее родители были категорически против новых съемок. Сотрудники МИДа, они и дочери прочили карьеру дипломата. Уладил ситуацию Баталов, приехавший домой к Наталье, — отказать всенародно любимому артисту ее родители не смогли.

Где снимали
Одной из героинь фильма оказалась и сама Москва, которая «не сразу строилась» и «видала всякое». Съемочными площадками стали станция метро «Новослободская», где Людмила знакомится с хоккеистом Гуриным, сталинская высотка на Кудринской площади (которая в советские времена была площадью Восстания), в которой некоторое время живут Катерина и Людмила, Гоголевский бульвар, где у главной героини происходят две встречи с ее возлюбленным, оператором из «Останкино», и другие хорошо узнаваемые места Москвы.

Производственные эпизоды снимали в цехах ПО «Химволокно» в подмосковном Клину.


Как принимали картину на «Мосфильме»
Члены худсовета «Мосфильма», принимая «Москву…», высказывались довольно уклончиво. На этом фоне неожиданной оказалась реакция гендиректора киностудии Николая Сизова. «А я думаю, что мы с этой картиной еще столько призов и народной любви поимеем!» — заявил он.

Однако, как вспоминал Меньшов, в приватном разговоре с ним Сизов попросил вырезать из фильма наиболее откровенные моменты, ссылаясь на возможное недовольство члена Политбюро ЦК КПСС Виктора Гришина. Режиссер ничего сокращать не стал, и ленту, как это было принято в те годы, отправили для просмотра высшему руководству страны. Когда Меньшов поинтересовался у Сизова, «как там Гришин, директор «Мосфильма» махнул рукой: «Да ладно Гришин! Брежнев в восторге!»»

Так генсек в очередной раз решил судьбу фильма, у которого могли возникнуть проблемы с выходом на экран. Это уже было, к примеру, с «Кавказской пленницей» и «Белым солнцем пустыни».

«Оскар» и Государственная премия
Впервые фильм был показан в конце 1979 года и получил весьма прохладные отзывы. Кинематографисты и критики сочли «Москву…» упаднической и непритязательной мелодрамой, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. Огромный кассовый успех и премия «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» стали для них полной неожиданностью. Не следует забывать, что в то время Меньшов являлся начинающим режиссером, на счету которого была только одна картина «Розыгрыш», правда, отмеченная Государственной премией РСФСР.

В поездке на церемонию вручения премии Американской киноакадемии режиссеру отказали. Председатель Госкино СССР Филипп Ермаш заявил ему: «Ты знаешь, кто там еще претендует? Куросава, Трюффо, Арминьян, Сабо. Что тебе там делать? Тратить деньги на дорогу мы не будем». Поэтому в зале Dorothy Chandler Pavilion в Лос-Анджелесе 31 марта 1981 года никого из создателей «Москвы…» не было, и на сцене статуэтку из рук юной Брук Шилдс получил атташе по культуре советского посольства в США Анатолий Дюжев.

Сам Меньшов поздравления сначала принял за розыгрыш, тем более что все происходило утром 1 апреля, но вечером информация официально подтвердилась в программе «Время». В том же году фильм был отмечен Государственной премией СССР. А своего «Оскара» Меньшов получил много позже — на первой церемонии вручения кинопремии «Ника» в декабре 1988 года. Причем предполагалось, что он только подержит статуэтку, а потом вернет ее, но режиссер расставаться с наградой не захотел.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Не сразу все устроилось»: как снимали фильм «Москва слезам не верит»