Не только «Покровские ворота»: яркие фильмы Михаила Козакова

Михаил Козаков начинал карьеру как актер, но оказался куда более успешным за кадром — в качестве режиссера. Несмотря на пройденную войну, советские репрессии и цензуру, ему удалось донести до зрителя свои проекты — ироничные, неожиданные и яркие, как его актерские работы.

«Человек-амфибия»

Научная фантастика и сегодня — невероятная редкость на экранах в России, а в СССР идея экранизации романа Александра Беляева казалась безумной авантюрой, которая не принесет ничего, кроме убытков киностудии. Так в конце 50-х считали Disney и Daily Mail. В итоге фильм все же вышел на экраны: красивой и драматической паре в исполнении Ланового и Вертинской противопоставлялся харизматичный злодей Педро Зурита.

Михаил Козаков подарил своему герою экзотичную внешность, глубокий взгляд и очень непростой характер. Результат кастингового решения оказался неожиданным: многие советские зрительницы бесповоротно попали под очарование антагониста, а вовсе не героя.

«Вся королевская рать»

Речь идет не о голливудской экранизации романа Роберта Уоррена, а о советской: переведенный текст попал на полки книжных в СССР лишь в 1968 году и мгновенно заинтересовал кинематографистов. В центре истории — беспринципный губернатор штата Вилли Старк, который выдвигается в сенат, но это влечет за собой грязную политическую игру. Эта роль досталась георгию Жженову.

Оставалось найти актера, который сыграет его правую руку — помощника Джека Бардена. Именно Жженов рекомендовал отдать эту роль Михаилу Козакову, который идеально вписывался в американский сеттинг с его подковерными играми, напоминающими гангстерские истории, и представил на экране расчетливого, ироничного и жестокого героя.

«Здравствуйте, я ваша тетя!»

Очаровательная комедия особенно любим советскими зрителями, хотя является очередным переложением английской пьесы Брендона Томаса «Тетка Чарлея». Когда проект запустили в производство, его поручили снимать режиссеру Виктору Титову — в тот момент постановщик находился в тяжелом эмоциональном состоянии и не мог переключиться на легкий комедийный тон. Даже название картины рождалось в муках: по одной из версий, именно Казаков навел на идею назвать фильм «Здравствуйте, я ваша тетя» в беседе с поэтом Наумом Нолем.

Артист в итоге сыграл в комедии полковника в отставке Фрэнсиса Чеснея. Некогда кутежник и ловелас, герой лишается своего состояния, но не готов опустить руки и проникнуться более скромным образом жизни. Поэтому он начинает ухаживать за донной Розой, обольщая культовой фразой «Я старый солдат и не знаю слов любви…».

«Безымянная звезда»

Фильм стал дебютной режиссерской работой Козакова в кино — до этого он ставил пьесу «Ночь ошибок» на сцене театра. В центре первого фильма драматурга история о том, как поезд, который всегда ездил без остановок, неожиданно остановился на вокзале. На ночном перроне также случайно оказалась девушка, которая никогда преэже не была так далеко от своего города. Цепь случайностей приводит к романтической истории, которой могло не случиться не только в фильме, но и за кадром: во время утверждения сценария Козаков прочувствовал на себе весь аппарат цензуры. В его фильме нашли намеки на железный занавес, Запад и все, что не было угодно председателю гостелерадио.

Однако фильм все же удалось запустить в производство. Сперва учителя, влюбленного в главную героиню, должен был Олег Даль, но в тот момент артист страдал от депрессии, тогда роль досталась Игорю Костолевского. Возлюбленную героя сыграла Анастасия Вертинская — она сразу доверилась Козакову. Сам режиссер также появился в проекте, он исполнил роль циничного и холодного Грига. Фильм не завоевал особой популярности в СССР, но Козаков не остался незамеченным благодаря харизме и обаянию, которое вдруг сменялось на опасносные черты своих героев.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Не только «Покровские ворота»: яркие фильмы Михаила Козакова