Начав в предыдущем посте разговор о любви, на ум пришла фраза : «Они жили счастливо и скончались в один день». Сразу вспомнилась судьба Романа Ткачука, гениального театрального актёра, на мой взгляд, абсолютно недооцененного и незаслуженно забытого. В его истории любви именно так и было: он пережил горячо любимую супругу всего на несколько часов.
Народный артист в 32 года
На одном из концертов именно так Романа Ткачука и начал представлять Михаил Державин: «Народный артист Советского…» А потом опомнился, что у коллеги нет звания союзного значения, и поправился: «Советского Узбекистана». А это правда. Любимец публики, Роман Ткачук был удостоен этого звания в 32 года.
Актер в этом году мог бы отметить свое 90-летие. Он появился на свет в Свердловске (ныне Екатеринбург) 31 августа 1932-го. Его семья не имела никакого отношения к искусству, но мальчик был одарен актёрскими способностями от природы. В домашнем архиве нет ни одной фотографии, где бы он просто стоял и смотрел в объектив. Везде неожиданная мимика, артистичные жесты, позерство.
Детство и юность Романа прошли в Ташкенте, где он, не раздумывая, поступил на режиссерский факультет Ташкентского института искусств и культуры. По окончании был принят в русский драматический театр им. Горького. Как актёр, Ткачук играл разнообразный репертуар: от Шуры Балаганова в «Золотом теленке» до Раскольникова в «Преступлении и наказании». Зрители толпами ходили в театр, где он по-настоящему блистал. Его имя в конце 50-х — начале 60-х в Ташкенте знал каждый театрал.
Неслучайно, когда в Узбекистан приехал Спартак Мишулин, он не смог не посетить спектакль с участием талантливого актёра. Своими впечатлениями поделился с Валентином Плучеком, и тот пригласил Романа Ткачука в Московский театр сатиры.
Столица встретила неласково
Почему я так говорю? Роман Ткачук попал в театр звезд с жесткой конкуренцией. При этом был бесконечно добрым и трогательным человеком, о чем наперебой говорили его коллеги. Артист никогда не боролся за роли. Репетируя Присыпкина («Клоп» В. Маяковского), Ткачук сыграл лишь премьерный спектакль. В дальнейшем его заменили на Андрея Миронова. Зоя Зелинская считает, что Андрей Александрович получил роль, потому что ради этого был готов на все. Он жил под девизом:
Я хочу это сделать, и я это сделаю.
Театральная сцена всегда была для Ткачука приоритетом. Он раскрылся, как замечательный комик, сыграв Садовника в «Женитьбе Фигаро», слугу Осипа в «Ревизоре», «Подсекальникова в «Самоубийце». А. Ширвиндт вспоминал, что отличительной особенностью Ткачука была дисциплинированность. Он не позволял себе вольных импровизаций, выходящих за пределы роли, описанной автором. При этом никогда не делал замечаний другим, если те не отдавались спектаклю на 100%. Но на его лице чувствовалась печать страдания. Он был настоящей совестью труппы.
«Рома «страдает» — надо играть лучше!» — шептались актёры за сценой.
«Лупоглазого» актера с вечно улыбающимся лицом часто приглашали в кино. Он снялся почти в ста фильмах («Баллада о Беринге и его друзьях», «Хорошо сидим», «Эффект Ромашкина» и др.). Настоящую славу ему принесла роль подкаблучника пана Владека в «Кабачке 13 стульев». Партнершей Ткачука (пани Тереза) была Зоя Зелинская. Многие зрители считали, что актёры женаты и в жизни. На самом деле это не так. Еще в Ташкенте Роман Ткачук влюбился в студентку театроведческого факультета Майю Гнездовскую, подарившую ему сына Никиту.
В Узбекистане женщина работала на ТВ, стала она редактором телевидения и в Москве. При ее непосредственном участии были записаны несколько кукольных спектаклей Сергея Образцова. Гнездовская всегда была главным критиком творчества мужа, а в фильме «Эффект Ромашкина» даже снималась с ним вместе в небольшой эпизодической роли.
Семья — главное в жизни актёра
Сын Никита сегодня живет в Чикаго. Он окончил постановочный факультет школы-студии МХАТ и стал театральным художником. Даже поставил один спектакль в Театре сатиры. При этом вспоминает, что отец никогда не хотел, чтобы он становился актёром. Это табу Никита чувствовал с раннего детства. Когда его спрашивали, не хочет ли он пойти по папиным стопам, плакал и отвечал:
Нет, я хороший!
Никита даже не помнит каких-то увлечений отца. Жизнь Романа Ткачука была заполнена домом и театром. С женой у них была какая-то органическая потребность быть вместе. Супруги отдыхали всегда вдвоем. При этом в молодости между ними кипели настоящие итальянские страсти. Несмотря на специфическую внешность, у стройного и подтянутого актёра всегда было много поклонниц. Жена ревновала и устраивала разборки со слезами, но к утру они обычно мирились.
В конце 80-х — начале 90-х у Гнездовской появились проблемы со здоровьем. Она медленно угасала, стала выпивать. Сын к тому времени перебрался на ПМЖ в США, поэтому вся нагрузка легла на мужа. Роман Ткачук вынужден был отказывался от каких-то съемок, его интерес к работе заметно уменьшился. Особенно после того, как стал известен диагноз Майи: онкология. Правда, в 1993-м они еще вместе будут отдыхать в Мисхоре, не зная, что это их последний совместный отпуск на морском побережье.
9 января следующего года Гнездовскую выпишут из больницы, помочь ей будет уже нельзя. К ночи ее не станет. Роман Ткачук позвонит сыну и сообщит ему страшную весть. Пока Никита занимался документами и покупкой билетов на самолет, раздался второй звонок. На этот раз от соседки: не стало и самого Романа Денисовича.
Его уход окутан тайной, пусть таковым и остается. Еще при жизни жены Роман Ткачук говорил Зое Зелинской: «Что мне делать, если она (жена — прим. автора) умрет?» За 30 лет совместной жизни они стали почти единым целым. Где-то далеко за океаном жили сын и внучка Катя. Во всяком случае, никаких проблем со здоровьем до 10 января 1994 года у 61-летнего Романа Ткачука не было. Дверь в квартиру была приоткрыта. Рядом с актёром лежала бутылка. Было ли в нее что-то намешано, не знает сегодня практически никто.
Вместо заключения
Театр проводил обоих супругов в последний путь, взяв организацию похорон на себя. На сцене стояли сразу два гроба. Впечатлениями делится Екатерина Васильева: «Это было страшно!»
В проекте «Чтобы помнили» Леонид Филатов посвятит Роману Ткачуку 94-ю серию и скажет замечательные слова:
Есть такие актерские лица, которые сопровождают нас по жизни в течение многих лет, и становятся чем-то вроде детали, подробности вашего бытия…
И только много времени спустя, начинаешь ощущать острую нехватку этого человека в своей жизни и понимать, что, оказывается, он не так уж мало значил для тебя.
Кстати, знаете откуда взялось название проекта? Говорят, артисты Таганки как-то заполняли анкеты и на вопрос «Что бы вы хотели больше всего?» В. Высоцкий ответил: «Чтобы помнили».
Давайте помнить! Человека, посвятившего всю жизнь театру, и сохранившему огонек любви к одной-единственной женщине — своей жене.