Про Ефима Копеляна и Людмилу Макарову в Ленинграде говорили, что они счастливая пара. Оба работали в легендарном театре. Чтобы попасть на их спектакли зрители ночами стояли в очередях за билетами. Копелян и Макарова никогда не выясняли, кто из них талантливее, кто больше. Их жизнь –34 года супружества – была как песня, которая, к сожалению, оборвалась. И Людмила Макарова осталась одна с сыном-инвалидом на руках.
Встреча двух ярких половинок
В детстве Люда мечтала стать балериной —были все данные. Но скоро выяснилось, что балет для нее закрыт: часто болели ноги, и врачи запретили чрезмерную нагрузку. Чтобы утешить горюющую девочку, мама записала ее в драмкружок. Это оказалось спасением: Люда с головой погрузилась в самодеятельные постановки, ее глаза снова светились радостью. Внимательные педагоги сразу поняли: у Людмилы — талант, и помогли ей попасть в студию при Ленинградском драматическом театре.
Уже в 17 лет состоялся ее дебют на сцене, а через три года, после окончания студии, актрису Макарову приняли в труппу Большого драматического театра.
Именно там, в коридоре БДТ, случилась их первая встреча.
Ефим неосознанным привычным жестом подкрутил щегольские усы. Люде стало смешно — и она похожим движением подкрутила свой чёрный локон. Несколько фраз, лёгкий флирт, шутки — и вот они уже проводят вместе всё свободное время, часами гуляя по улицам любимого Ленинграда.
Дуй домой за паспортом
Ефим Копелян был старше Людмилы, играл в театре уже больше десяти лет. У него за плечами был опыт семейной жизни. Пять лет он прожил с актрисой Татьяной Певцовой. Но настоящее семейное счастье обрел только со второй попытки.
Они поженились, когда Людмиле было 19, а Ефиму —29. И встречались два года, прежде чем Ефим сделал Люде предложение.
Его короткий и совсем не театральный монолог она запомнила на всю жизнь: «Дуй домой за паспортом, и в три часа я буду ждать тебя у ЗАГСа на Фонтанке. Там нас зарегистрируют». Это было в мае 1941 года.
А в июне Копелян добровольцем ушёл на фронт.
Из воспоминаний Макаровой: «Фима пошел в ополчение, а я после гастролей попала в Боткинские бараки — меня скосил брюшной тиф. Моя мама в то время была на казарменном положении — шила одежду для фронта. Потом началась блокада. После выздоровления меня пригласили в Театр Балтийского флота. Мы выступали на фронте, причем не только на кораблях, но и на подводных лодках, сегодня были в Новороссийске, завтра — в Мурманске, послезавтра — в Москве. Но куда бы я ни поехала, меня везде находили письма мужа — трогательные и смешные! Мы долгое время так и жили: он — в армии, я — на флоте.»
Макарова отказалась от эвакуации. Всю войну она прослужила в театре Балтийского флота. Иногда супруги встречались в блокадном Ленинграде: фронт был у самого города и Копелян приходил домой, чтобы накормить жену своим армейским пайком.
Самая красивая пара БДТ
Людмила тогда молилась только об одном: чтобы муж вернулся с войны. Он вернулся, и они стали самой красивой парой Большого драматического театра. А после рождения сына Кирилла Макарова почувствовала себя счастливейшей из женщин.
Копелян с этого времени стал много сниматься в кино – нужно было содержать семью. Популярность у него была фантастическая. Ефима обожали и взрослые и дети. После роли Бурнаша в «Неуловимых мстителях» мальчишки не давали ему прохода.
«В нашей жизни вообще не было ничего театрального или показного. Так, Фима никогда не проявлял ко мне нежности на людях, был очень застенчивым. Когда я была беременной, стеснялся ходить со мной рядом, говорил: «Я чувствую себя быком-осеменителем!». Муж во всем умел находить смешное, и это нам очень облегчало жизнь» — вспоминала Людмила Макарова.
После войны им обоим казалось, что впереди –только счастье. Расцвет этих двух талантливейших актеров пришелся на золотые годы Большого драматического театра эпохи Георгия Товстоногова. С легкой руки Товстоногова Копеляна стали называть Старыком (именно так, через «ы»), а Макарову – Люсиндой.
Копелян не только играл в театре, он успешно снимался в кино и озвучивал фильмы. Самой знаменитой озвучкой актера стал многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны», в котором он читал закадровый текст. После выхода картины к Копеляну приклеилось еще одно прозвище – Ефильм Закадрович.
Кстати, несмотря на бесконечную преданность и любовь, Ефим Захарович и Людмила Иосифовна были невероятно ревнивы. При этом Копелян называл себя венецианским мавром, а Макарова, будто подтрунивая над супругом, всегда заявляла, что актриса должна влюбляться в своих партнеров.
Ефим Захарович трудился, не жалея себя. Когда у него спрашивали, как он может сниматься в нескольких картинах одновременно и при этом играть в театре, он говорил, что слишком долго сидел в театре за кулисами и играл в домино. Он жадно наверстывал упущенное.
В 1960-е годы Копелян и Макарова получили квартиру на Бассейной, 47, где их соседями стали Владислав Стржельчик и Людмила Шувалова, Сергей Юрский и Зинаида Шарко, Кирилл Лавров и Валентина Николаева. И ведь не надоедали друг другу в театре — встречались еще в квартирах, устраивали домашние маскарады, пели, обсуждали спектакли.
А потом его не стало…
Это была абсолютно счастливая семья из трех человек и одной собаки. Все разрушилось, когда случилась беда с сыном. Кирилла избили хулиганы. Молодой актер, который только начинал карьеру, остался инвалидом на всю жизнь.
То, что произошло с Кириллом, Макарова называла своим крестом. И мучилась вопросом: в чем она согрешила, что сделала не так, раз Бог отнял у нее все самое дорогое. Ведь вскоре после несчастья с сыном из жизни ушел любимый муж. В 1975 году сердце Ефима Копеляна не выдержало нагрузки. Артист ушел из жизни в 62 года, не пережив второго инфаркта.
Людмила Макарова осталась одна с сыном-инвалидом. У него не было семьи и детей, он прожил с мамой до конца своих дней. В 2005-м, не дожив до 50, Кирилл Копелян скончался.
39 лет без Копеляна
Судьба отмерила им 34 года счастливой, хотя и не беззаботной жизни
Людмила Макарова была еще молодой и привлекательной женщиной. Но замуж больше не вышла. Не могла себе представить, что в дом войдет чужой мужчина. Место Фимы занять не мог никто. От отчаяния Макарову спасали воспоминания и театр.
Незадолго до ухода актриса призналась, что была очень счастлива. До девяноста лет она выходила на сцену и несмотря ни на что, старалась быть веселой и жизнерадостной. Этому трудному искусству ее научил муж. Играла даже без ноги, в инвалидной коляске.
Людмила Макарова пережила Ефима Копеляна на 39 лет. Ушла в 92. И была похоронена рядом с мужем на Волковом кладбище Санкт-Петербурга.