В реальной жизни актеры могут быть совсем не такими позитивными, добрыми, уютными и вообще «мягкими и пушистыми», как их персонажи.
Конечно, о разнице характеров героев и тех, кто их всего лишь играет, догадаться можно. Но насколько?
Давайте не будем гадать, а по материалам официальных СМИ (не «желтых», но вполне достойных) рассмотрим 4 примера советских актрис, чьи характеры можно назвать «крутые».
1. Ирина Муравьева: «Не учите меня жить…»
Об Ирине Вадимовне разные СМИ время от времени пишут: мол, характер у актрисы – крайне сложный, практически cклoчный.
Возможно, к ней самой же можно отнести реплику ее Людмилы из фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит»: «Ляпай, но ляпай уверенно!» – иной раз может сказать что-то сгоряча.
Это относится и к работе, и к семье (например, у Муравьевой не заладились отношения с собственной невесткой, из-за чего они встречаются нечасто).
Более того, и к самой себе актриса порой слишком требовательна.
Так, она не любит роль, ставшую для нее звездной: в советском фильме «Карнавал» Татьяны Лиозновой. Сыгравшая девочку, на 14 лет младше самой ее, актриса сочла нелепым образ со всеми этими веснушками и хвостиками. Кроме того, она осталась недовольна, что ей не дали исполнить песни в этом кино (для вокала пригласили певицу Жанну Рождественскую).
А однажды в Театре им. Моссовета с актрисой приключилась занятная история, связанная с еще одной обладательницей «крутого» характера.
В нашумевшем спектакле Анатолия Эфроса «Дальше – тишина» ее назначили на роль внучки героини Фаины Раневской. А эта последняя, будучи уже признанной, репетировала дома. И когда она пригласила Ирину на очередную репетицию, это как бы символизировало: ее оценили как свою. И любимая публикой актриса Раневская на протяжении всей премьеры эмоционально (взглядами, да просто флюидами) поддерживала начинающую коллегу Муравьеву.
Но в следующем спектакле всё было иначе. Как выяснилось, Раневская отчего-то думала, что Муравьева перед премьерой заглянет к ней в гримерку поздороваться. А Ирина не пришла.
Когда помощник режиссера, знавший сильный характер Раневской, посоветовал Муравьевой сходить к той извиниться, молодая актриса отказалась: не за что ведь.
Но, что самое интересное, пожилая актриса, как оказалось, сочла ситуацию разрешенной: мол, Ирина выдержала характер. И в дальнейшем недомолвок между ними не было.
В целом же люди понимающие умеют отделять истинное от поверхностного. Допустим, худрук Малого театра Юрий Соломин признается, что с Муравьевой было интересно сотрудничать: «Она не боится быть некрасивой, она не боится быть старой, она не боится быть cклoчнoй».
2. Алла Демидова: «Нельзя быть слугой публики»
«Новым известиям» Алла Сергеевна признавалась, что ее предками были старообрядцы.
Может быть, это частично задало ее характер: сильный, строгий, волевой, прямой?
Борис Хмельницкий рассказывал, что актриса всегда находилась в отдалении от остальных, была то ли белой вороной, то ли белой костью.
Одни коллеги обижались, что Демидовой с ними скучно. Другие удивлялись: как можно, снявшись в сцене, исчезать в своей гримерке, не участвуя в обсуждениях и междусобойчиках?
Уже с 1-х ролей стало ясно: она не будет любимицей режиссеров.
Из-за всего этого ей приходилось играть с особой силой. Впрочем, может быть, и это помогло в становлении таланта. Так, Вениамин Смехов делился, что Демидова «вышла в лучшие актрисы кино и театра, минуя иждивенческий период отцовской опеки, благодаря своему характеру, уму и таланту».
В характеры героинь Демидовой просачивались ее собственные черты: эксцентричность, воля, а также аристократичность и загадочность.
С «Кругосветом» она делилась: «Меня интересуют роль-тема, роль – сильный характер, роль – сильная личность».
Однако знала бы публика о причине: на самом деле, как признавалась актриса, всё шло от ее… неуверенности в себе. Так, она очень остро воспринимала критику. А чтобы справиться с комплексами, находилась всегда в уединении.
3. Фаина Раневская: «Муля, не нервируй меня!»
Пожалуй, Фаина Георгиевна была одной из самых «крутохарактерных» наших актрис. О ее выходках ходили легенды.
Она могла доводить коллег до белого каления. Об этом известно множество полу-мифов – полу-правд.
Так, Валентина Талызина рассказывала в мемуарах, что 1-й же реакцией Раневской на нее были слова: «Какая некрасивая!»
Во время репетиций и съемок она вмешивалась в вопросы сценария и режиссуры, критиковала роли, заставляла постоянно переписывать свой текст, частенько могла нести отсебятину импровизировать не по сценарию.
При этом любое недовольство она неизменно высказывала открыто, громко, прилюдно и остро.
Помимо cкaндaлов на съемках и репетициях, Раневская обожала «многосерийные» перепалки с администрациями разных театров.
Она могла сгоряча обидеть близкого друга, сказать громкое: «Больше никогда не приходи!», а через полчаса позвонить ему и весело извиниться.
Невзлюбив Юрия Завадского, она, лишь услышав, что кто-то упоминает его фамилию, сразу же переходила на… скажем так, не самый цензурный формат общения. Хотя сам этот режиссер постоянно звал ее выступать практически во всех театрах, где он работал.
Возможно, многие коллеги согласились бы с Василием Качаловым: «Фаина для дружбы мало приспособлена. Слишком колючая».
В итоге под конец жизни актриса пришла к тому, что ролей ей давали всё меньше… А вот публика любила ее всё больше, и во многом – благодаря именно ее острому языку. По сути, это была народная актриса в самом прямом смысле этих слов: народ продолжает ее считать своей и любить.
4. Наталья Гундарева: «Следили б лучше за собой! За нами разговор, за вами дело!»
Если судить о Наталье Георгиевне по ее героиням, то эта женщина могла не просто «коня на скаку остановить», но и других раскритиковать за неумение справиться с конем, а потом научить их, как это делать.
Роли разного рода императриц с княгинями давались ей довольно легко. Возможно, героинь, что называется, без комплексов ей приходилось играть, зная о таком характере не понаслышке.
Коллеги делились, что с Гундаревой тяжело работать. Она была способна быстро «завестись» и напрямую высказать свое мнение.
Так, во время съемок советского фильма «Труффальдино из Бергамо» она была резко против приглашения ей в пару молодого Константина Райкина. У актрисы было свое предложение для этой главной роли. И она даже отказывалась сниматься в картине в принципе, если оставят, как она считала, «блатного сынка» популярного Аркадия Райкина.
А про участников аттестационной комиссии в театре она как-то высказалась: «Какие-то вши меня будут аттестовать?»
В то же время, не всё то правда, о чем говорят. Прямых конфликтов у Гундаревой ни с кем не было. Вот и в случае с юным Райкиным она быстро поняла, что актер на самом деле талантлив.
Словом, с рассказами в СМИ всегда так: «Доверяй, но проверяй». И порой оказывается, что актеры, о чьих характерах рассказывают как о cклoчных, на деле – люди скромные и с комплексами…