Этих актрис называют в числе главных красавиц советского кино разных эпох, но все они снимались не так часто, как могли и хотели. Красота и нетривиальная женская привлекательность стали для них препятствием на пути к плодотворной творческой жизни на экране и сцене. Но у каждой была своя история, непохожая на другие.
1. Зинаида Кириенко (1933-2022)
Она родилась в Махачкале и выросла в донской станице, поэтому была воспитана в строгости, будучи при этом девушкой со стержнем. Сильный независимый характер, непреклонность и несговорчивость часто мешали талантливым красавицам построить карьеру, что и случилось с Кириенко.
Яркая красота молодой казачки в конце 50-х покорила и зрителей, и режиссёров, и киночиновников. Первый заместитель председателя госкомитета по кино СССР Владимир Баскаков делал Зинаиде Кириенко недвусмысленные предложения, на которые она ответила отказом.
Эффект не заставил себя ждать: она попала в «чёрный список» и на несколько лет была отрезана от ролей у именитых режиссёров. Так расцвет своей молодости и красоты Кириенко потратила на проходные фильмы, не имея возможности работать в достойных картинах.
2. Наталья Кустинская (1938-2012)
В отличие от строгой красавицы Кириенко, которая всю жизнь прожила с одним мужем, Наталья Кустинская брала от жизни всё, что она ей предлагала. В числе выгодных предложений судьбы был брак с режиссёром Юрием Чулюкиным, а затем с прославленным советским космонавтом Борисом Егоровым. Казалось, что с такой протекцией актрисе суждено блистать на экранах без перерыва. Но не тут-то было!
Ревнивый Чулюкин не стал снимать её в «Девчатах», опасаясь взлёта популярности молодой жены, которая мечтала сыграть Тосю Кислицыну. Другие режиссёры, которые пробовали Кустинскую на роли, постоянно ей отказывали в пользу других актрис.
Её внешность называли заграничной, слишком «породистой». Роковая красавица, разбивающая сердца, не подходила на роли простых советских девушек из жизни. Но такова была её природа – не зря Кустинскую называли «советской Брижит Бардо».
Роль в комедии «Три плюс два», сыгранная в 1963 году, осталась главной в жизни актрисы
3. Ирина Алфёрова (р. 1951)
Одухотворённая красота молодой актрисы из фильмов 70-80-х по сей день будоражит умы уже российских киноманов, хотя в кино ей не слишком везло. Ирина Алфёрова – это ясноглазая Констанция, когда-то жена Александра Абдулова и просто красавица, которую её близкие считают недооценённой в профессии.
Вокруг личности Алфёровой ходит много разговоров, которые подогрело обнародование конфликта с Георгием Юнгвальд-Хилькевичем. Режиссёр не хотел видеть её в роли Констанции, считая, что она не тянет эту роль, предназначенную для Евгении Симоновой. С ним были солидарны коллеги и зрители, считающие, что красота Алфёровой очевиднее её актёрских способностей. Другие считают, что игнорирование в кино и театре такой красавицы – это банальная зависть.
Сегодня Ирина Алфёрова (в свои 70+) — одна из ведущих актрис театра «Школа современной пьесы». Она пришла туда в 1993 году — после развода с Абдуловым и ухода из Ленкома, где играла в массовке.
4. Любовь Полищук (1949-2006)
Если Ирина Алфёрова – это тихая утончённая красавица со сдержанным характером, то Любовь Полищук была красавицей яркой, громкой и темпераментной. Это роднило её с Людмилой Гурченко, у которой актёрская судьба сложилась совсем другая. Полищук же, при всей её красоте и органичности на экране и на сцене, главных ролей не давали, сделав её «королевой эпизода».
«Мне вообще не повезло с кино. Там у меня не было серьезных предложений. То же и с телевидением, на которое меня просто не пускали двенадцать лет. Был там один товарищ, который говорил: «Даже кинопробу мне не показывайте — у этой артистки несоветское лицо!». А когда лицо стало нормальное, российское, для кино я как бы уже постарела».
5. Татьяна Самойлова (1934-2014)
«В глазах этой русской богини можно утонуть» — говорил легендарный Пабло Пикассо, написавший её портрет.
Эти глаза на большом экране покорили весь мир, который восхищался операторской работой Сергея Урусевского и игрой Самойловой в фильме «Летят журавли». Но её большое будущее в советском кино так и не наступило.
После триумфальной роли Вероники западные кинематографисты положили глаз на экзотическую красавицу с пронзительным взглядом. Её приглашали сыграть Анну Каренину в Голливуде вместе с Жераром Филиппом, и актриса мечтала сняться с легендой французского кино. Но Госкино Самойлову просто не отпустило – советские киночиновники сослались на то, что у неё нет актёрского образования.
Упущенная роль Анны Карениной настигла её в 1967 году благодаря режиссёру Александру Зархи. Но и ему пришлось переубеждать худсовет, который отказывался видеть героиню русской классики в актрисе с «нерусским лицом».
В 70-е в кино стали расцветом соцреализма, которому нужны были героини, воплощающие образы обычных советских женщин. Роковая красота Самойловой не нашла себе места в новом кино – режиссёры просто не видели актрису с «нерусским лицом» в своих картинах. Став чужой среди своих, в середине 70-х она ушла из кино на 25 лет, потом появляясь в незначительных ролях.
Татьяна Самойлова ушла из жизни 4 мая 2014 года — в день своего 80-летия. Накануне этой даты она дала интервью, которое стало для неё последним.
— В чем секрет вашей красоты?
— Во мне намешано много кровей. Я наполовину укpаинка, наполовину полячка, наполовину евpейка. Евpейка я по своему дяде, полячка по бабушке. (из последнего интервью Татьяны Самойловой изданию Life.ru)
Фридрих Ницше сказал, что красота — это обещание счастья. Но, как известно, обещанного можно и не дождаться.