5 незаслуженно забытых советских фильмов

Я периодически читаю разные киноподборки. Почему, ну почему, в них преимущественно одни и те же картины?! А ведь достойных фильмов очень и очень много! Хочу восстановить справедливость и составить свой рейтинг киношедевров. Начну с отечественных.

1. «Классик» (режиссер Георгий Шенгелия, 1998 год)
Фильм, скорее, российский, а не советский, так как снят в 1998 году. Я включаю его в подборку, потому что он снят, как говорится, на стыке эпох, к тому же это один из моих любимых фильмов всех времен и народов. «Классик» получил две премии «Созвездие» за обе главные мужские роли (Сергей Никоненко и Алексей Гуськов). Актеры, действительно, сыграли прекрасно. Да и весь фильм смотрится на одном дыхании.

Обложки VHS и DVD (фото из свободных источников)

Кстати, по своему духу эта картина очень близка к работам Тарантино. Не знаю был ли у режиссера соблазн сделать из него «мясорубку», но я очень рада, что фильм снят в классической отечественной манере без гор трупов и луж крови.

Кадры из фильма «Классик» (фото из свободных источников)

Консультантом и автором всех бильярдных ударов в «Классике» был чемпион России и мира Юрий Пантелеев (он даже попал в кадр – последнее фото в галерее), однако профессиональные игроки утверждают, что «в фильме актеры играть не умеют совершенно» (хотя, перед съемками Алексей Гуськов учился целых 3 месяца) и при разбое пирамиды крайние шары никогда в лузу не падают. Если вы что-то понимаете в этой игре, напишите, пожалуйста, в комментариях правда ли это.

Но самое интересное – это удар Лемана*, на котором строится вся интрига. В фильме показан один из редких приемов, которым можно разбить классическую пирамиду. Его действительно придумал и описал Анатолий Леман:

пирамида разбивается в лоб и биток контактирует не с центральным, а с боковым шаром. Если все сделано правильно, то крайние шары направляются к боковым лузам, биток откатывается назад.
Тем не менее, этот удар не является классическим и доступен только очень опытным игрокам. Фактически же его не используют.

Фильм снимался в лихие 90-е в одной из гостиниц Суздали. Думаю, всем будет интересно посмотреть как выглядит этот комплекс сегодня.


2. «31 июня» (режиссер Леонид Квинихидзе, 1978 год)
Любимый фильм детства со сложной судьбой: его «положили на полку» после премьеры и забыли на десяток лет. А все потому, что режиссер был поклонником балета и хотел снять исключительно песенно-танцевальную историю, пригласив на съемки балетных артистов. К сожалению, пробить такое решение в стране, находившейся за железным занавесом, было безумно трудно – балетные солисты не всегда возвращались с заграничных гастролей** и их редко разрешали снимать в кино.

Обложка DVD-версии фильма (фото из свободных источников)

Каким-то чудом режиссеру удалось отвоевать свою идею, и в «31 июня» снялись звезды Большого театра – Александр Годунов (Лемисон), Марина Нудьга (леди Джейн) и Людмила Власова (леди Ниннет). На главную женскую роль тоже взяли балерину Наталию Трубникову – уж очень впечатлила Квинихидзе хрупкость и огромные печальные глаза девушки. Героя ее романа согласился (со скрипом) сыграть Николай Еременко, но с условием, что петь и танцевать его герой не будет.

Кадры из фильма: Николай Еременко и Людмила Власова (фото из свободных источников)

В итоге балетные сгубили картину: 31 декабря 1978 года ее показали по Центральному телевидению, а 23 августа 1979 года Александр Годунов попросил политическое убежище в США. Судьба фильма была решена – его убрали подальше, тем более что вскоре во Францию уехал и композитор Александр Зацепин, написавший к нему музыку.

В общем, история с «31 июня» грустна: показывают его редко, да и не сказать, чтобы этот фильм в принципе был очень популярен, несмотря на то, что его главная музыкальная тема «Ищу тебя» долгое время была у всех на слуху.

Однако еще больше меня расстраивает то, что одноименная повесть Джона Бойнтона Пристли, которая легла в основу сюжета, оказалась некудышной и скучной. Нина Ильина, написавшая сценарий, переосмыслила эту историю и, можно сказать, написала ее заново. Получилось гениально!

3. «Гений» (режиссер Виктор Сергеев, 1991 год)
Не видела про этот фильм ни одной хорошей статьи. Это несправедливо! Одна из лучших ролей Александра Абдулова… С другой стороны на youtube 8,4 миллиона просмотров – очень неплохой результат***. Жаль, что у «Гения» не было полноценного проката – фильм показывали в кинотеатрах всего несколько дней. Зато он стал одним из лидеров видеопроката в 1990-е.

Обложки VHS и DVD

Задумка сценариста Игоря Агеева была следующей: «Мне хотелось показать, что главным жуликом того времени было государство, и Сергей Ненашев получился у меня кем-то вроде Робин Гуда – жуликом честным и благородным. Ведь существовавшей тогда системе талантливый человек был совершенно не нужен, вот он и пытается создать свои правила игры».
В общем, печальный фильм о печально закатывающейся советской действительности, когда талантливый молодой ученый, звезда университетского курса вынужден зарабатывать мошенничеством и шантажом, а честные работяги живут в нищей квартире и копят на дачу.

Кстати, «Страна непуганных идиотов» – фраза из этой картины. Говорят, это импровизация Александра Абдулова, которая очень понравилась режиссеру. Читая в Википедии об актерах, нашла необычное совпадение: Александр Абдулов и Лариса Белогурова (исполнительница главной женской роли) оба умерли от рака в 54 года…

Кадры из фильма «Гений» (фото из свободных источников)

Несмотря на классный актерский состав и ловко закрученный сюжет, фильм не получил ни одной значимой премии: награда Конкурса профессиональных премий киностудии «Ленфильм» досталась художнику фильма Евгению Гукову, а сценарист Игорь Агеев получил специальный приз Кинотавра-92 за сценарий.

Лирическое отступление. Я часто пересматриваю разные фильмы с Абдуловым и мучает меня вопрос: он действительно в каждом играет одного и того же персонажа или просто мне так кажется?

4. «Опасный возраст» ( режиссер Александр Прошкин, 1981 год)
«Нарциссы для Лилии, лилии – для Наркиса» – настолько необычна эта фраза для нашего кино, что я сразу ее запомнила! Можно сказать, что это – визитная карточка этого фильма. Недавно пересматривала его и подумала, а много ли изменилось в современных семьях с того времени? Обычная семья с одним ребенком, супруги устали друг от друга, сын не хочет развода родителей…

Алиса Фрейндлих и Антон Табаков в фильме «Опасный возраст» (фото из свободных источников)

Необычна лишь профессия главного героя (как, впрочем, и его имя). Он работает нюхачом, то есть дегустатором запахов – разрабатывает духи. И отдает этому всю свою душу:

«Это полынь. Сальская. Чувствуете? Утро, степь, свежий ветер. А это душица. Голова кружится. Покой, тишина (…) Понимаете, запахи как мелодии. Одни бодрят, другие волнуют, третьи скажем мак, опиум… Есть запахи радости, нежности, и мы как композиторы создаем свои симфонии, фуги».
Тем не менее, это не банальный фильм о разводе – есть в нем и интрига, и в чем-то оптимистический финал. Если, конечно, забыть, что на дворе 1981 год, идет война в Афганистане, а страна находится на грани краха.

5. «Через тернии к звездам» (режиссер Ричард Викторов, по сценарию Кира Булычева, 1980 год)
Еще один любимый фильм детства. Смотрела его, наверно, раз 10 (и с удовольствием пересмотрю)! Снять такое кино в 1980-х было непросто. Однако, благодаря антуражу и по-настоящему инопланетной внешности главной героини Нии (кстати, первоначально ее хотели снимать абсолютной лысой, но Госкино это не устроило) удалось добиться нужного эффекта.

Афиша фильма «Через тернии к звездам» (фото из открытых источников)

Впоследствии Кир Булычев вспоминал: «Когда фильм снимался, у Ричарда возникла мысль, вместо слово „конец“ написать „Все кадры мертвой планеты Десса сняты на Земле сегодня“. Жаль, что в Госкино испугались, и картина завершается как принято». Эту фразу добавили в конец в ремастированной версии фильма****.
«Через тернии к звездам» снимали в Москве, Крыму и Таджикинстане (в окрестностях заброшенного нефтеперерабатывающего завода возле города Исфары), а для имитации невесомости сцены пребывания героев открытом космосе снимали под водой.

Елена Метелкина в роли инопланетянки Нии (фото из свободных источников)

Манекенщица Елена Метелкина, исполнившая роль Нии, также снималась в роли Полины в «Гостье из будущего». В начале 1980-х эта актриса дико популярна. Однако судьба переменчива и после «Гостьи из будущего» она вернулась на подиум, а потом грянули 90-е… Елена работала секретарем у бизнесмена Ивана Кивелиди. Когда того убили, устроилась уборщицей в храм, потом работала продавщицей, манекенщицей, менеджером по работе с клиентами… В 2018 году она стала лицом отечественной марки одежды Garnet Garden (вы слышали о таком бренде?). У Елены есть сын Александр; он не связал судьбу с кино или творческой профессией. Сейчас Елена Метелкина поет в хоре храма Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе и, судя по фото, хорошо выглядит.

Елена Метелкина

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

5 незаслуженно забытых советских фильмов