Актерская профессия – одна из самых нервных и эмоциональных. Актеры – натуры творческие и сложные; многие из них обладают трудным характером, который доставляет хлопоты как им, так и окружающим.
Фаина Раневская
Королева сатиры Фаина Раневская была известна на весь Советский Союз не только яркими ролями, но и острым языком, а также сложным характером.
В 1970-х годах Фаина Георгиевна писала книгу воспоминаний, за которую даже получила аванс от издательства. Но дойдя до конца, актриса ужаснулась собственной откровенности и сожгла свой трехлетний труд. Впоследствии ей пришлось собирать деньги, чтобы вернуть издательству денежный аванс.
Актриса не стеснялась высказывать все, что думает об окружающих – несмотря на их высокий социальный статус. Например, получив отказ на роль в фильме «Иван Грозный», она отпустила в адрес знаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна непристойную реплику:
— Лучше я буду продавать кожу с жо..ы, чем сниматься у Эйзенштейна!
Режиссер ответил телеграммой: «Как идет продажа?».
Несмотря на тяжелый характер, Раневская умела дружить. Так, известна ее многолетняя дружба с королевой эпизода Татьяной Пельтцер. Правда, однажды звездные подруги чуть не поссорились. На новогоднем празднике в декабре 1945 года Пельтцер пришла с баранками вместо украшений. Ее костюм затмил наряд Раневской, которая гневно попрекнула подругу тратой хлеба в тяжелое послевоенное время. К счастью, размолвка продолжалась недолго, и скоро актрисы помирились.
Людмила Гурченко
Одна из самых ярких и харизматичных советских актрис Людмила Гурченко была одинаково хороша в любом амплуа – как музыкально-комедийном, так и драматическом. Она снималась у знаменитых режиссеров; ее партнерами были звезды советского экрана.
Все они отмечают необыкновенный темперамент актрисы, ее железную волю и целеустремленность. Людмила Марковна была чрезвычайно требовательна как к себе, так и к окружающим. Поэтому работать с ней на одной съемочной площадке было очень сложно. Гурченко часто по-своему интерпретировала своих героинь, заставляя режиссеров менять изначальный сценарий.
Так случилось, например, на съемках лирической комедии «Любовь и голуби». Поначалу роль Раисы Захаровны была эпизодической, но Гурченко играла так эффектно, что эта героиня стала ключевым персонажем.
Самоотдача актрисы и ее волевой характер явно пошел фильму на пользу. Людмила Марковна очень трепетно относилась к своей внешности и костюмам. На съемках картины «Идеальный муж» ее героиня щеголяет в умопомрачительных нарядах, созданных Ганной Ганевской. Женщины не сразу нашли общий язык, однако впоследствии Гурченко признала, что костюмы Ганевской получились красивыми и оригинальными.
Нонна Мордюкова
Нонна Мордюкова – признанная народная актриса. На экране она создавала образы настоящих русских женщин – красивых, смелых, отчаянных.
Фильмы с ее участием – «Молодая гвардия», «Простая история», «Комиссар», «Родня» входят в золотой фонд отечественного кинематографа. Мордюкова была лидером по натуре.
Я играю одну роль всю жизнь, а героиня моя — это народ. Нонна Мордюкова
У нее был железный и достаточно трудный характер. Например, на съемках фильма Никиты Михалкова «Родня» актриса несколько раз вступала в конфликтные ситуации с молодым режиссером.
Нонна Викторовна принципиально расходилась с Никитой Сергеевичем в характеристике образа главной героини.
Мордюкова хотела видеть ее ухоженной женщиной, в то время как режиссер настаивал на простом образе деревенской жительницы. Споры дошли до того, что актриса даже хотела бросить съемки; к счастью, оба все-таки нашли общий язык, и фильм состоялся.
Сложные отношения сложились у Мордюковой с Леонидом Гайдаем на съемках фильмах «Бриллиантовая рука». Режиссер и актриса были сильными, волевыми людьми и с трудом уживались на площадке, где должен быть один лидер.
Впрочем, Гайдай отстоял сцены с Мордюковой перед строгой цензурой, благодаря чему придирчивого управдома в ее исполнении скоро начала цитировать вся страна.
Татьяна Пельтцер
Королева эпизода Татьяна Пельтцер по праву считается всесоюзной бабушкой. Хотя популярность к ней пришла в зрелом возрасте (когда актрисе было около 50 лет), она успела сыграть немало интересных ролей в кино и в театре, которые до сих пор считаются хрестоматийными. Характер у Татьяны Ивановны был непростой.
Она не лезла за словом в карман и могла прямо сказать режиссерам или коллегам все, что о них думает.
Например, у нее разгорелся нешуточный конфликт с известным режиссером Театра сатиры Валентином Плучеком, из-за чего она даже покинула эту сцену и перешла в Ленком к Марку Захарову, талант которого однажды прилюдно поставила под сомнение.
Впрочем, впоследствии они сработались, и Марк Анатольевич снял ее в своей музыкальной комедии «Формула любви».
Татьяна Пельтцер была сильной, волевой и упрямой женщиной. Она не слушала советов врачей и даже в преклонном возрасте курила, пила очень крепкий кофе. Благодаря своей необычайной творческой активности и смелости Татьяна Ивановна стала легендой советского кинематографа.
Любовь Орлова
Звезда музыкальных фильмов «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк» Любовь Орлова была шикарной женщиной. Эффектная блондинка – танцующая и поющая – с искрометной улыбкой и горящими глазами – такой ее запомнили и полюбили миллионы зрителей Советского Союза.
Любови Орловой повезло: она нашла своего режиссера (который стал ее мужем) – Григория Александрова, который создал для нее идеальный экранный образ. Больше всего зрители полюбили дуэт Орловой и Леонида Утесова, с которым они сыграли в комедии «Веселые ребята».
Актеры так искренно и убедительно изобразили любовь, что сейчас трудно поверить, что за камерой между ними были крайне напряженные отношения.
Как и Александров, Леонид Утесов был большим ценителем и любителем американских музыкальных фильмов. Он сам пел и играл джаз и имел все основания претендовать на главную роль в картине.
Но Александров сделал акцент на Анюте, которую играла Орлова. Это очень не понравилось Утесову, который с трудом сдерживал раздражение на съемочной площадке.
Любовь Орлова надолго обиделась на своего коллегу, хотя публичного скандала между ними никогда не было. К счастью, эти терки нисколько не отразились на фильме, который и сейчас смотрится на одном дыхании.