Полвека назад, в 1973 году не стало двух знаменитых советских режиссёров-сказочников: Александра Птушко и Александра Роу. Кинокритики предрекали закат эпохи детского кино, так как несколько десятилетий эти необыкновенно талантливые режиссёры конкурировали между собой, в результате чего и появлялись настоящие киношедевры.
Но в 1975 году на экраны страны вышел новый фильма-сказка «Приключения Буратино», который имел не меньший успех у зрителей, чем сказки Птушко и Роу.
Замечательную картину снял 36-летний кинорежиссёр Леонид Нечаев. Сегодня этот фильм по праву входит в Золотой фонд советского кино, и его с интересом продолжают смотреть дети всё новых и новых поколений.
Само время, как беспощадный судья, какие-то фильмы предаёт забвению, а другие делает вечными. Вот и киносказка «Приключения Буратино», наряду с фильмами Птушко и Роу, прошла испытание временем.
Причём при участии в фильме великолепных актёров (Р. Быков, В. Этуш, В. Басов, Р. Зеленая, Е. Санаева и др.), тон задавали именно актёры-дети.
Исполнители главных героев были собраны с разных мест и до съёмок в фильме «Буратино» никакого отношения к кино не имели.
Роль Буратино сыграл 9-летний Дима Иосифов. Его нашли в одной из спортивных школ Минска.
Он с 4-х лет занимался фигурным катанием и подавал большие надежды. Но участие в съёмках фильма, а потом небывалая популярность изменили дальнейшие планы мальчишки.
Он оставил спорт и после школы поступил во ВГИК. До средины 90-х Дмитрий много снимался в кино, а позже, получив второе режиссёрское образование, стал сам снимать фильмы. Но не забывал и про актёрскую профессию. Одна из последних ярких работ на экране — это роль Михаила Таля в фильме «Чемпион мира».
Среди заметных режиссерских работ можно выделить сериал «Елизавета», где Иосифов был не только режиссёром, но и сценаристом.
Исполнительницу роли Мальвины также нашли случайно, когда одна из помощниц режиссёра возвращалась в поезде из отпуска. С ней в купе с мамой ехала очаровательная 7-летняя девочка. Всю дорогу она развлекала пассажиров, читала стихи, пела песни и даже танцевала!
Помощница на свой фотоаппарат прямо в поезде сделал первые «фотопробы» и показала их Нечаеву. Таню Проценко пригласили на киностудию, и после фото и кинопроб она была утверждена на роль Мальвины.
Татьяна после школы тоже поступила во ВГИК на киноведческий факультет. Затем работала журналистом, писала стихи, но в 2019 году после продолжительного онкологического заболевания 53-летняя Татьяна Анатольевна Проценко скончалась.
Остальные исполнители детских ролей (Пьеро, Артемон, Арлекин и другие куклы) до этих съёмок к кино тоже отношения не имели. Но, тем не менее со своими ролями все справились на «отлично»!
В январе 1985 года на выпуске «Кинопанорамы», посвященном 10-летию своего фильма, Леонид Алексеевич Нечаев сказал, что за всё время съёмок он ни разу не пожалел о выборе того или иного актёра. Включая и актёров-детей.
А на вопрос Рязанова, что было самым сложным при создании фильма, он, то ли в шутку, то ли всерьёз ответил, что главная проблема была с носом Буратино. Его делали из папье-маше, и он часто ломался или отваливался в самый неподходящий момент.
Внимательные зрители наверняка заметили, что по ходу фильма этот нос у героя то становился чуть длиннее, то чуть короче. А всего за время съёмок реквизиторам пришлось изготовить около полусотни таких «носов».
Наверное, немногие знают, что вначале руководители «Гостелерадио» раскритиковал фильм. Главные претензии были к дуэту кота Базилио и лисы Алисы. Чиновникам не понравилась современная интерпретация этих образов в исполнении супругов Быкова и Санаевой.
«Это же не кот и лиса, а бандиты какие-то!», — возмущался руководитель редакции программ для детей и молодежи. Мол, они и на зверей-то совсем не похожи. Что это за кот в драном смокинге и без хвоста? Да и лиса больше похожа на мошенницу с колхозного рынка. Зачем это детям? Разве нельзя было сделать их просто котом и лисой, а не людьми?
Леонид Алексеевич отбивался, мол, у нас и черепаха Тортила тоже в женской шляпке и в кресле сидит. Но критика продолжалась вплоть до премьеры.
К счастью, всё закончилось тогда только неприятными разговорами. А когда после новогодних праздников (премьера фильма состоялась 1 января 1976 года) редакцию телевидения просто завалили письмами с просьбой повторить картину, все недоброжелатели притихли, и критика сразу прекратилась.
Популярности фильму добавили великолепные мелодии Алексея Рыбникова, которые поначалу тоже критиковали за стиль. Мол, рано ещё детям слушать рок-музыку.
Но дети даже не понимали, что это за стиль. Им просто очень нравились всё, что в сказке звучало. Позже, на волне популярности картины, на фирме «Мелодия» были выпушены пластинки с музыкой из фильма.
В целом получился отличная киносказка, которую любят не только дети, но и многие взрослые.