В советское время в оплате труда царила уравниловка. Но даже на оклад водителя погрузчика в 90 рублей можно было спокойно жить. Ведь товары стоили сущие копейки. Ни квартплат баснословных, ни ипотек с кредитами не было. Учителя, которые работали в две смены, могли рассчитывать на бюджетные льготы, ежегодные путевки в санатории и зарплату в 250 рублей. А вот грузчики и рабочие в цехах так и вовсе шиковали с окладом в 300 «деревянных».
Конечно, были в СССР свои подпольные «миллионеры», которые имели в сберкассе по 15 вкладов и кучу наличности под матрасом. Они работали на тех должностях, через которые сплошным потоком проходили дефицитные товары. Речь идет о кладовщиках на предприятиях, мясниках, товароведах и продавцах. Но в общей своей массе зарплата простых людей вне зависимости от сферы занятости крутилась вокруг отметки 200 рублей.
Единственным направлением, которое имело мощную дифференциацию – был советский кинематограф. Да, там была жесткая цензура, черные списки, кумовство и прочие издержки советского общества. Но в общей своей массе кинематограф в СССР был довольно прибыльной жилой. Совокупный годовой доход от проката картин достигал невероятной отметки в миллиард рублей. Вот почему ежегодная ссуда Госкино от Министерства финансов в 100 миллионов рублей выглядела вполне себе рентабельной.
Ну а эти деньги уже распределялись между киностудиями, согласно их рейтингу. Звезды с именами и исполнители главных ролей в среднем могли рассчитывать на доход от 2000 (классика) до 5000 рублей (фильмы категории А, кассовые).
Кроме гонорара за фильм, у актеров была и зарплата, которая начислялась им от того же Госкино, согласно их регалиям. Например, заслуженный артист получал в разы больше новичка, даже если этот артист снимался только в эпизодах. Ну а ставка народного артиста, равно и как его гонорар за один фильм, так и вовсе взлетала до небес.
Например, режиссер Станислав Ростоцкий заработал за съемку двух серий военного фильма «А зори здесь тихие» аж 15 000 рублей. А все потому, что имел звание Народного.
Труд режиссеров в принципе оценивался выше труда актеров, а женщины получали меньше мужчин. Накрутки к гонорару учитывались за любую государственную награду, в том числе за звание Героя Соцтруда. Это звание позволило режиссеру Сергею Бондарчуку заработать за съемки оскароносной эпопеи «Война и мир» 30 000 рублей. Помимо ежемесячного оклада, разумеется.
Сама же премия «Оскар» ничего не дала Бондарчуку, кроме лишних проблем. Режиссер даже не выехал на получение статуэтки. Другое дело – государственная премия, номинал которой был 5000 рублей. В конце 70-х – это хорошие «Жигули» или «Волга».
Разумеется, советские кинозвезды не ездили на таких машинах. Некоторые из них (Высоцкий) имели «наглость» ездить по улицам Москвы на иномарках. Другие – на правительственном люксе в водителем.
Но ведь успешные фильмы снимались не каждый день – скажете вы. На этот случай у актеров и режиссеров был постоянный источник заработка в виде театра. Все советские кинозвезды с радостью выходили на сцену, чтобы порадовать благодарную публику. Да и для поддержания актерской формы не мешало. В театре тоже действовала четкая градация тарифов в зависимости выслуги, званий и уровня звездности того или иного актера.
Например, новичок, которому посчастливилось сняться в главной роли в каком-нибудь удачном фильме, мог требовать себе повышения тарифа с 80 до 500, а то и до 1000 рублей (как это сделал когда-то молодой Никита Михалков). Другое дело, что режиссеры не всегда этим капризам потакали.
В общем, совершенно не случайно деятелей кино в СССР считали этакими небожителями. Ну а когда пришла перестройка, кинематографисты быстро смекнули, что советские реалии можно разбавить капиталистическими. Особенно, если не удалось «выбить» очередной Госзаказ или ссуду на съемку. Так поступил режиссер Петр Тодоровский с подачи своей предприимчивой супруги Миры. Женщина и спонсоров заграничных сама нашла, и сценарий хороший, и актеров сама нанимала для фильма «Интердевочка».
Можно сказать. Мира Тодоровская была первым советским кинопродюсером. Ее усилия сполна оправдались, а вложенные средства окупились в многократном размере. Как итог – первое место по кассовым сборам в 1989 году, и гонорар режиссеру, который превышал в 550 раз среднюю зарплату по стране. Не остались в накладе и другие звезды «Интердевочки». Например, для Елены Яковлевой этот фильм стал визитной карточкой и пропуском к ролям категории А.