Ученик С. Эйзенштейна, талантливый режиссёр отечественного кино Владимир Венгеров был кинорежиссёром от Бога. Каждый снятый им фильм был штучным товаром. И ведь в 1950-1960-е годы особо разгуляться-то режиссёрам не давали. Венгеров стабильно штамповал качественные экранизации. Сначала были были известные «Кортик» и «Два капитана», экранизация повести Виктора Некрасова «Город зажигает огни» которые получили хорошую прессу и заслужили любовь зрителей. Потом последовала экранизация романа Н. Чуковского «Блокада». Этот двухсерийный фильм был лидером проката 1961 года, его посмотрели 36 млн. человек. На Ленфильме режиссёр за короткий срок стал одним из корифеев режиссёрского цеха.
Но Владимир Яковлевич после тяжёлых и долгих съёмок «Блокады» не давая себе расслабиться тут же приступает к экранизации рассказа Сергея Антонова «Порожний рейс». Казалось что уставший режиссёр сейчас даст себе послабление и снимет что-то спокойное и безмятежное. Но Венгеров порожняк никогда не гнал! Он за фантастически быстрый срок снимает один из самых впечатляющих своих фильмов «Порожний рейс».
Весьма интересно, что режиссёр не перетащил с собой из «Блокады» в новую картину ни одного артиста. Звёзды «Блокады»: П. Глебов, О. Борисов, Р. Быков, М. Казаков, Л. Гурченко, М. Ульянов, П. Луспекаев не украсили своими ролями «Порожний рейс». Все артисты были совершенно новые для режиссёра, а в статусе звезды был фактически только несравненный Г. Юматов, да в крохотном эпизоде засветился большой мастер Б. Чирков. А вот Т. Сёмина, А. Папанов, А. Демьяненко, Г. Качин, С. Харитонова ещё только запрягали в отечественном кино. Но Венгеров умел как никто за короткое время создать ансамбль единомышленников и подчинить всех режиссёрской дирижёрской палочке.
Сам Венгеров позже считал «Порожний рейс» апофеозом своей режиссёрской работы. И правда, это лучший его фильм — компактный, динамичный, наваристый и вкусный. Ну и Сергей Антонов, писатель был настоящий. Он тоже порожняки не гнал. Впрочем, любую хорошую прозу можно испортить. Но Венгеров только приумножил авторские начинания.
Редкий случай, когда сюжет держит в напряжении до самого конца. Тихая мелодия И. Шварца, словно на одной ноте, как метроном, только добавляет тревожности, заставляет сопереживать. Все, без исключения, актеры сыграли прекрасно.
По сюжету фильма молодой журналист центральной газеты Сироткин прилетел в сибирский леспромхоз, чтобы написать очерк о прославленном шофёре Хромове. Дежурная, пафосная статья написана, и журналист собирается улетать обратно. Но уже находясь в сельском аэропорту пытливый ум Сироткина вычислил хитрость Хромова, который, отмечая в путёвках один километраж, ездит коротким, только ему известным маршрутом, сливая оставшийся бензин у обочин. Он возвращается обратно в леспромхоз. Раскрыв еще одну махинацию, в которой был замешан директор, Сироткин понял, что очерка писать не будет, а повезет материалы для судебного процесса. Об этом и поставил в известность начальство леспромхоза.
Самолёты уже не летают. И журналист выбивает у директора машину с молодым и бедовым водителем Виктором. Но вместо него директор назначает водителем Хромова как более опытного. В дороге машина глохнет. Обследовав бензобак Хромов понял, что бензин выливался через щель. Двое попутчиков остаются умирать посреди замерзшего озера при температуре минус 50 градусов.
Трагедия была неизбежна, но по счастливой случайности попавших в беду людей утром увидел пилот и сообщил в посёлок. Хромов и Сироткин спасены.
Подстроил ли эту аварийную ситуацию директор Аким Севастьяныч? Хромов считает, что да. И фактически в лицо директору выкрикивает своё негодование. Расчёт директора был таков, что или они оба замёрзнут, или Хромов понимая опасность журналиста убьёт последнего. Но из фильма это напрямую не вытекает. Зато Хромов пережив катарсис во время суровой ночи и спася Сироткина, внутренне перерождается и готов ответить перед законом за свои выкрутасы с горючим. Жаркая сцена объяснения в любви к Арише, уже являет нам другого Хромова. И ясно, что Ариша будет ему верна. Даже если его посадят.
***
Если посмотреть на всех героев фильма, то это просто Салтыков-Щедрин какой-то. Аким Севастьяныч в исполнении А. Папанова это же чистый Иудушка Головлёв. Он не просто прохиндей и пустослов, но и коварный, расчётливый делец. Талантливый лицемер. Своим елейным голосом он умеет так плести свои паучьи сети, но никто и не вырвется. А Павлики Морозовы или Евгении Столетовы в сих таёжных дебрях ещё не родились. Поэтому герой Папанова царствует в леспромхозе как Иудушка в своём имении.
Но и его можно понять. Система оплаты на транспорте, и кстати в строительстве, была такова, что выполнять план, и начислять шоферам и строителям приличную зарплату без приписок было невозможно. В противном случае, как правильно сказал Аким Севастьяныч: «Никакие воспоминания детства никого в леспромхозе не удержат». Его величество План заставляет его идти на хитрость. Он делает это умело. Но когда под ним зашатался стул и небо уже показалось с овчинку, он задёргался. Расчётливый и коварный единоличник может пойти и на извращённое убийство.
Николай Хромов — настоящий мужик. Волевой, умный, с головой. Всего в нем хватает — и злого и доброго, и жестокого и нежного, и подловатого и порядочного. Он живой человек, настоящий. Всё про себя разумеет, про Акима и вообще про жизнь. Но обуздать себя не может или не хочет. Но в самую трудную минуту собой пожертвует. Очень сильный типаж. Очень русский!
Хромов даже весьма начитанный. Это он Витьке про Фауста задвинул тираду. Но тёмный Витька посчитал что Фауст — автор книги про зимнюю эксплуатацию резины.
Если пофантазировать, то Николай Хромов это словно повзрослевший Кирилл из «Очередного рейса» в исполнении того же Юматова. Тот был молодой, шальной водитель, ещё точил свой характер, хоть натура была геройская. А здесь он уже выточенный, блестит как хромированная сталь. Блестит, правда не очень греет. Север закалил его характер. Он не сволочь, он личность.
Витьку вообще жалко. Недалёкий, да ещё и подкаблучник полный. Живёт с женщиной-охотником, бой-бабой. Она и отрада ему и голова, всю получку забирает и шпыняет по-полной. Про таких женщин говорят: «Коня на скаку остановит и т.д.» Медведя завалила, а с Акимом «Иудушкой» совладать не может. Сидит с дитём малым вся неприкаянная в кабинете у него, как оглобля. Но как мужа-дурачка принесли «псевдозамёрзшего», кинулась к нему. Видать что любит. А потом и нашпыняла поленом по полной ему тумаков острожных, охотничьих.
Аришка в исполнении Тамары Сёминой — сказочно красива. Этакая Катюша Маслова на выселках, даже ещё краше. Глаза углями горят, осиная талия даже через полушубок просвечивает. Глаз не оторвать! Недаром герой Демьяненко ей так зачаровался, что убежал чай не допив, недораспросив. Смутился и ослаб. Прямо как в фильме «Всё начинается с дороги».
А какой дед в аэропорту в исполнении Бориса Чиркова получился классный. Старорежимный дед, мудрый. Воспоминания про прежнюю жизнь его натурально контрреволюционные вышли. Но в тайге можно. Дальше Усть-Кута (где происходит действие фильма) уж и не сошлют. Вспомнил как за убитую белку давали 50 копеек царскими деньгами, а водка при этом стоила 40 копеек. И просто поразительно для уха слушателей было как откровенно он нашу революцию назвал переворотом. Для 1961 года это звучало смело. Да, сразу видать посидел дедушка в сибирских кандалах в своё время.
Журналист же Сироткин в исполнении нашего любимого Шурика, такой вышел разный, многогранный. С одной стороны вроде как его герой продолжение судьбы интеллигента из «Карьеры Димы Горина». Или он такой же зануда как герой из «Первого троллейбуса» что замучил своей ревностью героиню И. Губановой. И прилетел такой весь холёный в ботиночках, джемперочках, пальтишке на рыбьем меху, да ушанке из зайца. Смущал токо его узелок какой-то бабий на чемодане. Что в этом узле хранилось — неведомо. Кстати уезжал уже без узелка. И вся такая неприкаянность интеллигентская чуждая Сибири, и узелочек этот бабий — прямо сироткой такой его и обрисовали. Может отсюда и фамилия.
Но потом выяснилось, это не Дима Горин — счетовод-горемыка. А рыба-то покрупнее. Он не только память имеет тренированную как разведчик экстра-класса, но ещё и аналитический ум какой. Это ж надо было с пол-оборота прокрутить всё в голове и понять все махинации Акима и Хромова. Неспроста он оказался на лыжах на короткой трассе передовиков. Николай Хромов тоже сразу смекнул, что неспроста. А уж в аэропорту всё промыслил Сироткин до конца. Девушка-химик-курортолог (в исполнении уже упомянутой И. Губановой) умом чуть не тронулась, откуда такие химические соединения воды в лесу, а Сироткин уже всё понял. А тут ещё и дед старорежимный масла подлил в огонь, рассказав как закурил там цигарку, а оно как рванёт.
Вот на кой ляд всё стал директору выкладывать. Да прямо в лоб. Это же Сибирь. Тут надо быть подипломатичней. Как говорит герой Юматова в фильме: «У нас в тайге медведь — прокурор». Но тут уж явно дипломатического опыта не хватило Сироткину. Он только в машине понял что жизнью рискует. Даже не понял почему его Ариша предупредила.
По-настоящему затряслась под Сироткиным земля когда он сел в машину Виктора и увидел там Хромова. Тут он понял, что расправы ему не избежать. Но хлюпик, сидящий в нём, вдруг преобразился в богатыря духа, и он не передумал ехать с Хромовым. Последний постращал его, постращал, но повёз. Мы увидели уже совсем другого Сироткина. Оба героя в машине переживают момент истины, и поднимаются в своём внутреннем существе выше себя прежних.
Здесь роль Демьяненко принципиальная и честная, и в то же время беззащитная. Беззащитная перед суровой зимой и жёсткими обстоятельствами, в которых нужно разобраться. Известная сибирская присказка «Не спи, замёрзнешь!» приобрела в фильме особую реальность. И герои не заснули, и через видения вымолили себе спасение. Но прежде всего вымолили себе они спасение, потому что оба не поступились своей совестью.
А ещё понимаешь, что карма — не тётка, пирогами не накормит. Хромову возвернулось многократно слитое горючее на короткой трассе сторицей. Сколько его впустую слил, а тут бы хоть 5 литров бензина — а нет. Как в том старом анекдоте про наркомана умершего и увидевшего дерево с косяками. Решил он что он в раю. А Ангел ему и глаголит: Нет это ад, а не рай, мужик, был бы рай — были бы спички.
Фильм удивителен продуманной режиссурой, игрой актёров, реалистичной декорацией и местами съёмок. Натурные съёмки Леспромхоза снимали там где это и описано в произведении С. Антонова — в усть-кутском районе иркутской области. Сцены с машиной и замерзающими героями снимали на финском заливе. Кстати на финском заливе снято много сцен из других фильмов про русский север. «Таёжную повесть», «Землю Санникова» снимали в январские морозы на финском взморье.
Главные герои фильма в 1962 году были в расцвете творчества. Юматов ещё не шибко заливал душевную пустоту «огненной водой» и не срывал съёмки, а А. Демьяненко еще не снялся в гайдаевских фильмах и был свободен от тяжелой печати образа Шурика. Анатолий Дмитриевич Папанов ещё не сыграл свои лучшие роли в кино, как отрицательные так и положительные, и голос его в фильме звучит узнаваемо, хоть ещё было далеко до Лёлика и Волка из «Ну, погоди!».
Фильм «Порожний рейс» получил призы и награды на разных фестивалях, но к сожалению как-то слишком быстро был забыт. Несправедливо отторгнули его куда-то на периферию кинематографа. Но сама идея фильма живёт. Ибо не канули в Лету, а остались ещё в нашей реальности герои с характером Хромова и герои с мелким характером, как у Акима Севастьяновича. Каждый обнаруживает в своей жизни аналогичных персонажей вполне самостоятельно. И герои подобные Сироткину ещё ходят по земле, правду ищут, иль больше наковыривают. И фильм, снятый 60 лет назад и сейчас будет интересен многим.