Понятное дело, что надо обладать завидным воображением, чтобы любуясь, как ловкий Ихтиандр сражается с недавно пойманным в Чёрном море «катраном», вообразить эту пугливую акулку… зубастым чудовищем глубин. Та же история с изворотливыми комбинированными съёмками в фильме-катастрофе «Экипаж» 1979 года. Но если лукавые самолётики немного «подвели», то блистательно выполненный селевой поток с достойными взрывами, прошёл «на ура!».
Помню, как ловко, в чудесной картине «Вечера на хуторе близ Диканьки», роскошный Пацюк прищурившись, обмакивал вареник в сметану, а потом тот прилетал ему прямо в рот. Казалось, ну и какие тут могут возникнуть трудности? Однако, художникам по комбинированным съёмкам пришлось «поломать голову», прежде чем этот кадр получился.
Ведь просто выпустить из-под усов вареник, затем отмотав плёнку обратно невозможно, так как в момент прилёта губы Пацюка должны быть совершенно сухими. А в этом занятном эпизоде мы видим, как «продукт» крутится в сметане и потом приземляется в искомом рту. Так что ребятам пришлось изрядно «покомбинировать»…
А как мучились «создатели думающего океана» в фильме Тарковского «Солярис». Это томная лента Стивена Содерберга с тем же названием в 2002-м году была построена на компьютерной графике. А что было делать оператору Юсову в далёком 1972-м, когда Андрей Арсеньевич требовал практически невозможного. После долгих смешиваний разнообразных ингредиентов, всё случилось, когда измученные экспериментаторы остановились на смеси алюминиевых опилок с соляной кислотой. И правда, океан и сегодня кажется фантастическим, если конечно не знать, что всё это «волшебство» создавалось в обыкновенном тазу… .
Говорят, что выполненный замечательным художником Теодором Тэжиком знаменитый » Пепелац» (от грузинского «бабочка»), особенно в полёте, поразил западно-германских кинематографистов. И действительно, для того «перестроечного» времени эта, презанятно летающая железяка, весьма впечатляла зрителей.
Ещё рассказывают, что к Данелии обратились некие американцы, попросившие раскрыть секрет полёта «заветного Пепелаца». Но режиссёр, на полном серьёзе поведал интересующимся, что это «специальная военная разработка» и раскрыть тайну он не может. Дальше, типа, Георгию Николаевичу позвонили из «Министерства обороны» и чувственно попросили больше «не валять дурака», особенно с американцами… . И хотя оказалось, что «корабль» летал по натянутой леске, на экране и сегодня всё это, действительно выглядит, как «изделие нашего ВПК»… .
А знаменитая фантастическая история «Планета бурь» 1961 года, в которой уникальный кинооператор Павел Клушанцев легко «переплюнул» Голливуд. Правда ту, удачно подсвеченную, поражавшую зрительское воображение лаву, на съёмочную площадку привозили прямо…. с ближайшего хлебозавода. Но как же правдиво всё это выглядело… .