…Весёлая простота и свежесть её стихов заставляет даже самых серьёзных и хмурых читателей хотя бы на время забыть свою серьёзность… С. Маршак
Её стихотворения знали даже дошкольники, в советские времена книги с ее произведениями печатались многомиллионными тиражами…
Агния Барто — советская поэтесса, настоящая легенда отечественной литературы, киносценарист, радиоведущая, а также яростная сторонница советской власти, налетавшая, как ураган, тайфун с безжалостной критикой на всех, кто выступал против нее.
17 февраля 1906 года в простой еврейской семье появилась на свет маленькая девочка, которой суждено было прожить яркую, удивительную и вместе с тем сложную жизнь…казнить нельзя помиловать…и нужно поставить запятую самой, по своей совести…
Ее родители были образованными людьми. Папа, Лев Николаевич, работал ветеринарным врачом, а мама, Мария Ильинична, занималась домашним хозяйством. Девочка родилась в Москве, в этом городе и прошли ее детские и юные годы.
С большой любовью и теплом Агния вспоминала всегда отца. Вместе они проводили замечательные уютные вечера, много читали, рассуждали, смеялись, спорили. А басни И.А.Крылова Лев Николаевич читал дочери наизусть. Удивительно то, что именно папа научил маленькую Агнию читать и не по букварю или азбуке, он использовал книгу Льва Толстого. В доме была отличная библиотека.
А вот мама была капризна и ленива, если что-то ей было не интересно, то она откладывала эти дела «в долгий ящик» — потом, потом, потом… Все детство Агнии прошло с гувернанткой.
Начальное образование девочка получила домашнее, благодаря своему отцу, который прилагал к этому максимум усилий. Лев Николаевич мечтал о том, что его дочь станет знаменитой балериной. Однако, несмотря на регулярные занятия, особого таланта не проявлялось. А вот сочинять стихи Агния стала с самого раннего детства. В гимназии увлеклась творчеством А. Ахматовой и из под ее пера выходили эпиграммы на педагогов и одноклассниц, которые были очень резкими и смелыми.
И ее папа был первым строгим и внимательным слушателем, а еще большим критиком. Лев Николаевич радел за верный стихотворный размер и динамику, но строчки дочки постоянно меняли свои берега, то разбегались с разлета, бродили в полете, заполняя весь горизонт, а то будто стайка нахохлившихся воробьев ютились на маленькой ветке. Он списывал это на упрямство и нежелание его услышать, но разве мог он тогда знать, что именно размер стихотворений и выделит Агнию Барто среди других поэтов литературного мира.
Революция…Иммиграция…Гражданская война…Смена власти…ничего из этого не отразилось на жизни юной особы, она продолжала жить в своем мире мечты, стихов и балета. «Она пришла в литературу на пуантах» — именно так кто-то скажет о ней позднее…
После балетной школы Агния поступает в хореографическое училище и с 1924 по 1925 год выступает на балетной сцене. Однако, вектор ее судьбы резко меняет свое направление в сторону детской литературы. А тут еще приезд Анатолия Луначарского на выпускные зачеты, который и посоветовал ей продолжать писать стихи!
И уже в 1925 году Агния осмелилась прийти в Госиздат со своими стихотворениями «Мишкой-воришкой» и «Китайчонком Ван Ли». Стихи «пришлись ко двору» и их немедленно опубликовали.
А вот семейная жизнь не сложилась. В 1924 году Агния выходит замуж за Павла Барто, через три года у пары рождается сын Эдгар и супруги разводятся. Начинающая поэтесса остается с яркой и звонкой новой фамилией, а ее супруг, который тоже был детским писателем, так и остался «мужем Барто». Возможно этот брак был очень ранним, а может быть причиной стал успех поэтессы, который муж никак не хотел принимать.
Агния Барто чувствовала свои слабые места, понимала, что необходимо учиться, развивать и двигаться вперед. Она была знакома с В. Маяковским, С. Маршаком и К. Чуковским. Учителя-писатели критиковали ее любя, говорили о том, что поэтессе не хватает цельности и лиричности. Нет, они не были врагами, просто относились как к ученице, как к девочке, которой нужно помочь!
Только вот гораздо позже, в 1930-м году, Агния Барто подписала коллективное письмо против сказок К. Чуковского, поспешив отречься от своего учителя, который относился к ней с большим теплом и душевностью. Она открыто критиковала «Мойдодыр»:«Нельзя давать детям заучивать наизусть: “А нечистым трубочистам — стыд и срам, стыд и срам!” — и в то же время внедрять в их сознание, что работа трубочиста так же важна и почетна, как и всякая другая».
А именно Корней Чуковский упомянул добрым словом замечательные стихи Агнии про челюскинцев в своей статье в «Литературной газете».
В 1944 году Барто выступит против «Военной сказки» Чуковского и против него лично, отречется от него вторично! И уже гораздо позднее будет активно требовать исключения его дочери Лидии из Союза писателей. Сложно сказать, что это было — страх за себя и близких, принцип толпы, внутренняя обида или слепая вера в советское государство? И можно тысячу раз обвинять ее в трусости перед жерновами системы, в том, что не могла смотреть шире, выше, что эгоистично слышала только себя…но имеем ли мы на это право? А смогла ли я сама поступить иначе?
Агния Барто вела детей по дороге добра, искренности, раскрывая человечность и бережное отношение ко всему живому, но тут же хлёстко и достаточно жестоко клеймила коллег-литераторов, когда даже намёк мог стоить свободы и жизни. И очень хочется закрыть глаза и промолчать… Да, такие времена, но времена ли или мы сами? Казнить нельзя помиловать…и сложно найти место для запятой!!!
Но это будет гораздо позже, а пока советские читатели искренне полюбили талантливую детскую поэтессу и со скоростью звука раскупали сборники ее стихов. Они были понятны и просты, искренними и добродушными, легко запоминались детьми.
Агния выходит второй раз замуж. Она сама уходит к мужчине, который оказался предназначенный ей самой судьбой, её второй половинкой. Супруг Барто — Андрей Щегляев входил в число лучших специалистов СССР по газовым и паровым турбинам. Он принимает сына Эдгарда от первого брака супруги, как своего родного ребенка. Вскоре родилась еще и дочка Таня. В их доме часто собирались писатели, актеры, музыканты. Агния и Андрей очень любили друг друга и прожили счастливо почти 50 лет.
Война… Агния оказывается в Свердловске. И здесь она находит себе работу — выступает на радио, пишет стихи, статьи, очерки, даже устраивается на завод простым токарем, чтобы написать о работе подростков в тылу., чтобы стать ближе, понять, принять, почувствовать… Её произведение «Идет ученик» выходит в свет в 1943 году. В столицу Агния возвращается в 1944 году…и можно радоваться, творить, верить…только непоправимое горе и утрата ждали уже у порога…
4 мая 1945 года, в солнечный и радостный день, когда вся страна ожидала с нетерпением и радостью победу, случилось непоправимое — под колёсами грузовика погиб ее любимый сын — семнадцатилетний замечательный мальчишка, необыкновенно талантливый в науках и музыке…
При падении ударился виском о бордюр. Кончина была мгновенной. Агния «ушла в себя», мир перестал существовать, окрасившись в черно-серые тона… Всю свою дальнейшую жизнь она посвятила любимому мужу, дочери, внукам и конечно своему призванию — писать стихи для детей.
В 60-е годы Агния Барто со всей душевностью и отзывчивостью начинает вести радиопрограмму «Найти человека», с помощью которой нашлись и воссоединились великое множество семей, разлученных в годы Великой Отечественной войны.
Агния Барто проводила очень много времени с детьми, даже прислушивалась к их разговорам на улице, изучала, искренне интересовалась их мечтами, личными переживаниями.
Она жила тем миром детской литературы, в котором творила и была твердого убеждения, что детей надо изучать, так как у любого из них есть свой внутренний мир…мир сказок, добра, тепла, нежности, непосредственности и внутренней радости. Агния научилась смотреть в детские души и видеть свет, понимая, что взрослый мир может не преднамеренно больно ранить или отрикошетить гораздо больше, чем иногда кажется нам — взрослым…
Ведь в каждом взрослом живет свой маленький ребенок, нужно просто прислушаться к нему, заметить, понять и принять таким, какой он есть, со всеми его сложностями, трудностями, сомнениями…просто протянуть руку или войти в его сказку, почувствовав, что именно ты получил полное доверие…
Однако, Агния так и не смогла до конца оправиться от горя. Её постоянно мучил панический страх за близких — где они, что делают, не случилось ли чего… С этого момента вся семья, в которой со временем появился зять и внуки, всегда жила в одном доме.
В 1970 году супругу поставили диагноз онкологии и опять потеря… Агния теряет самое ценное в жизни…Она пережила супруга на 11 лет.
Никто и никогда не видел слез этой сильной женщины. Она не плакала, она шла вперед!!! Если что-то делала, то на грани своих возможностей, если дышала, то только полной грудью!!! А своим близким она часто говорила, что у каждого человека бывают такие минуты, когда он делает больше, чем может. Но ее минуты растянулись на целую жизнь…
Не стало Агнии Барто 1 апреля 1981 года, от сердечной недостаточности. Врачи развели руками, они не понимали, как поэтесса смогла так долго прожить и так много сделать с таким не простым диагнозом. Её похоронили на Новодевичьем кладбище.
Дочь Таня окончила энергетический институт и стала кандидатом технических наук.
Жизнь и творческий путь Агнии Барто был незаурядным и интересным, она была сильным и мужественным человеком. Великая женщина, яростно защищавшая партию и советскую Россию. Верила? Думаю, что да!!! Слепо!!! Безапелляционно!!! Иначе не смогла бы подарить детям много прекрасных и удивительных стихотворений. Своим творчеством Агния Барто несла любовь, тепло, душевность и понимание.
Несмотря ни на что, Агния Барто останется для меня любимым советским детским писателем, несущая легкость строк, как воздушные крылья бабочки…»веселая простота и свежесть» полёта…
Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья…
И я зову на помощь маму:
— Там жук живой!
Раскроем раму! Агния Барто