— У меня есть свой Тарковский, ведь каждый, кому доводилось встречаться с Андреем Арсеньевичем, знает своего Тарковского, — сказал как-то замечательный русский актер Юрий Назаров.
Однажды Назаров и его коллега, актер и режиссер Ролан Быков, оказались в одном гостиничном номере. Они завели разговор о фильме «Андрей Рублев». Оба сошлись во мнении, что фильмы Тарковского не могут «нравиться» или «не нравиться». С ними надо жить, как с частью бытия и культуры.
Назаров как-то еще в советские времена сказал, что ему близки две противоположных личности в советском киноискусстве – Андрей Тарковский и Василий Шукшин. Они – дети войны.
Тарковский обратил внимание на Юрия Назарова после военного фильма «Последние залпы», после чего пригласил на пробы на роль капитана в киноленте «Иваново детство». Но актер на эту роль не подошел, зато Юрий Владимирович снялся в Андрея Арсеньевича в фильмах «Андрей Рублев» и «Зеркало».
— На одной из моих творческих встреч, когда Тарковский уже жил за границей, мне задали вопрос об отношении к фильму «Андрей Рублев». Я понимал, что вопрос задан неспроста. Отвечал медленно, сказал, что считаю, «Рублева» обыкновенным, заурядным гениальным фильмом, что в советском кинематографе он занимает примерно тоже место, что «Война и мир» в русской литературе, — вспоминал позже Юрий Назаров.
Позже актер сказал, что «Андрей Рублев» — самое цельное произведение режиссера, где он говорит в полный голос. А еще Юрий Владимирович сказал очень важную и правильную вещь о своем поколении, о поколении Тарковского, Шукшина, Вампилова, Распутина.
— В наше «сталинское», пионерское и комсомольское детство и отрочество я не помню, чтобы на впрямую призывали становиться «винтиками». Нас призывали становиться активными строителями страны. Заставить человека стать «винтиком», по-моему, нельзя. Это дело сугубо добровольное. Кто не хотел, тот не становился «винтиком», а ощущал себя активным и мыслящим гражданином. Студентами мы горячо спорили, говорили открыто о проблемах войны и мира, о сталинизме, о фашизме. Обсуждали пути развития нашей страны, — говорит Назаров.
По его словам, в фильме «Андрей Рублев» эти настроения очень сильны, так как Рублев – одно из первых проявлений русского духа после татарского ига.
Тарковский в своем фильме показал, что жизнь нации невозможна без высокого духовного устремления, иначе народ превращается в стадо.