Актёр, который всегда — от Иванушки до Экклезиаста — оставался ребёнком. Виктор Перевалов

Актёр Виктор Перевалов, пожалуй, сыграл экранных детей больше всех остальных советских артистов. Точное число его киновоплощений в образе детей даже сложно назвать, так как он, даже став взрослым, часто играл детей.

Виктор Перевалов.

А вообще, впервые на киноэкране он появился в возрасте всего лишь восьми лет — его пригласил в свою короткометражную ленту «Тамбу-Ламбу» режиссёр Владимир Бычков. Перевалов сыграл сразу главную роль, а «Тамбу-Ламбу» на XI Международном кинофестивале фильмов для детей и юношества в Венеции был удостоен специального диплома за фильм для детей среднего возраста. К слову, Виктор попал в эту картину совершенно случайно — он тогда учился в первом классе и отправился на экскурсию во Дворец пионеров. И там его заметил ассистент Бычкова, как раз искавший исполнителя главной роли. Белая голова Виктора — наверное, единственная такая на весь Дворец пионеров — сразу привлекла внимание ассистента, Перевалов ему понравился сразу, и после встречи Виктора с режиссёром мальчика утвердили на роль Вовки.

Кадр из фильма «Тамбу-Ламбу» (1957 г.). Вовка — Виктор Перевалов, Митька — Саша Трусов

После успеха «Тамбу-Ламбу» Перевалова наперебой стали звать в разные кинокартины. И не только в детские. За следующие восемь лет Перевалов сыграл почти в десятке фильмов. При этом часто это были главные роли, такие, как Иванушка в сказке «Марья-искусница» режиссёра Александра Роу, брат главной героини Сони Быстровой Слава в военной драме «Балтийское небо» Владимира Венгерова, хулиган и выдумщик Андрюшка в комедии Искандера Хамраева «Старожил».

Кадр из фильма «Марья-искусница» (1959 г.). Иванушка — Виктор Перевалов, Отставной солдат — Михаил Кузнецов
Кадр из фильма «Балтийское небо» (1961 г.). Слава — Виктор Перевалов, Соня — Людмила Гурченко

Но даже и не главные роли, сыгранные Переваловым, зрителями запоминались. Например, Гога в «Республике ШКИД» Геннадия Полоки, у которого было не очень много экранного времени.

Кадр из фильма «Республика ШКИД» (1965 г.). Цыган — Анатолий Подшивалов, Гога — Виктор Перевалов

К слову, в «Республике ШКИД» Перевалов снимался после довольно долгого перерыва. Связано это было с тем, что киносъёмки отнимали у мальчика очень много времени, а он был ещё школьником, причём учился в младшей школе. При этом за три с небольшим года он снялся в шести полнометражных фильмах, а учёбой заниматься при таком графике было невозможно. В итоге учителя поставили родителям Виктора фактически ультиматум — или учёба, или съёмки с перспективой оставаться постоянно на второй год. И на пять лет Перевалов ушёл из кинематографа. Но мечтать о кино не перестал. В 1966 году Виктор окончил «восьмилетку» и сразу же пришёл на «Ленфильм». Полока тогда как раз набирал актёров для съёмок в «Республике ШКИД». Перевалов прошёл пробы и был утверждён на роль Гоги. А после «Республики ШКИД» Перевалов стал одним из самых востребованных актёров в советском кино. Он снимался в трёх-четырёх фильмах ежегодно. Конечно, далеко не всегда это были главные роли. И даже вовсе наоборот — как правило, роли были эпизодические, но востребованность его типажа в то время была колоссальной. И за пятнадцать лет, прошедших после «Республики ШКИД», Виктор Перевалов снялся в почти сорока картинах.

Кадр из фильма «Годен к нестроевой» (1968 г.). Данилин — Виктор Перевалов
Кадр из фильма «Солёный пёс» (1973 г.). Кок — Виктор Перевалов

Многие роли были откровенно проходными, но иногда случались и творческие удачи. Например, его Принц-Трубочист в «Старой, старой сказке» Надежды Кошеверовой, солдат-десантник Василий в музыкальном фильме Валерия Харченко «Между небом и землёй» или половой Николай, служивший в ЧК, в детективе Александра Файнциммера «Трактир на Пятницкой».

Кадр из фильма «Между небом и землёй» (1975 г.). Василий — Виктор Перевалов
Кадр из фильма «Трактир на Пятницкой» (1977 г.). Николай — Виктор Перевалов, Пашка-Америка — Александр Галибин

Но ближе к концу семидесятых востребованность Перевалова резко упала. В 1981 году он сыграл небольшую роль водителя директора в драме Владимира Шределя «Личная жизнь директора» и надолго расстался с кино. Его перестали приглашать на съёмки, актёрского образования он так и не получил, как, впрочем, и никакого другого.

Кадр из фильма «Личная жизнь директора» (1981 г.). Новиков — Валерий Приёмыхов, Саша — Виктор Перевалов

Перевалов вспоминал:

Моё лицо и на экране, и в жизни не менялось долгое время. Видимо из-за этого, мне всегда предлагали амплуа положительного паренька из породы «чайников». Но прошло время, и светлый типаж будущего строителя коммунизма стал никому не нужен. Вместе с ним испарился с экрана и мой лопоухий герой.
К тому времени он был уже десять лет женат, у него росла дочь, и семью надо было как-то обеспечивать. К слову, жена Виктора Ирина чуть ли насильно как-то отправила его в Москву — поступать во ВГИК. Но он вернулся из столицы ни с чем, а жене сказал, что в институте ему сказали, что учить его нечему, так как он всё о профессии знает.

Виктор Перевалов с женой Ириной.

Виктор хватался за любую работу. Он побывал и сторожем на автостоянке, и грузчиком в магазине, и копателем могил на кладбище. Иногда его, правда, вдруг вспоминали режиссёры и предлагали крохотные роли. Лишь однажды он сыграл довольно большую роль в фильме «Игра», который в 1992 году снял Борис Галкин. Виктора позвал в этот проект его друг Александр Кавалеров. К слову, Перевалов и Кавалеров дружили с самого детства, когда однажды им довелось сняться вместе в «Балтийском небе».

Александр Кавалеров.

В «Игре» Перевалов сыграл сразу три роли — министра, придурка и старухи. Но отечественный кинематограф начала девяностых был в таком состоянии, что эта абсурдистская комедия прошла мимо внимания кинозрителей. И Перевалов продолжил зарабатывать способами, далёкими от кино.

Ирина Борисовна вспоминала о своём муже:

Совершенно не умел отказывать, не мог просить, не выбивал себе гонораров. Он всю жизнь был «внештатным актёром», не состоял ни в Союзе кинематографистов, ни в гильдии, не окончил ВГИК и даже на нормальную пенсию себе, получается, не заработал. Чуть больше двух тысяч рублей в месяц у него было, потому что, как я ни билась, его детскую карьеру так и не включили в пенсионный стаж. Ведь он снимался ещё в СССР, а в СССР детский труд был запрещён.
А однажды он подрядился на сбор яблок. Причём, это был, пожалуй, лучший его опыт — год выдался урожайным, и Виктор на заработанные деньги даже смог приобрести подержанный автомобиль.

Позже Перевалов рассказывал:

До 30 лет, пока регулярно снимался, принимать на грудь было некогда и незачем. Но с годами предложения поступали всё реже и реже. Кинематографу мой типаж оказался не нужен. С одной стороны, уже не пацан, с другой – ещё не видавший виды мужик… Это был тяжелейший период. Душу терзали неудовлетворенные амбиции, уязвленное самолюбие… Глушил горькую так, что будь здоров. К тому же, как и мои друзья Саня Кавалеров, Коля Годовиков, страдал типично русской болезнью первой рюмки: начал пить – не остановишь. А поскольку характер у меня шебутной, мог серьёзных дел наворотить. Слава Богу, обошлось.
А в 2006 году ему наконец-то улыбнулась удача. Режиссёр Игорь Апасян пригласил его на главную роль в свою картину «Граффити». Перевалов сыграл деревенского философа Экклезиаста. Впрочем, так местные жители его героя не называли, сократив это имя до «Клизи».

Кадр из фильма «Граффити» (2007 г.). Зина — Валентина Малявина, Клизя — Виктор Перевалов

«Граффити» собрал множество призов на различных Международных кинофестивалях (МКФ). Он получил Гран-При МКФ в Сеуле, Гран-При Любуского кинофестиваля Восточно-Европейского кино в польском Лагове, Специальный приз жюри на Токийском МКФ, Специальный диплом жюри Ереванского МКФ. Это не говоря уже о российских наградах. А сам Перевалов получил Приз кинофестиваля «Созвездие» в Твери — «За лучшее исполнение мужской роли второго плана», медаль «За лучшее исполнение мужской роли, второго плана» и диплом в номинации «Возвращение в кино» на Иссык-Кульском Кинофестивале.
Перевалова снова вспомнили и после успеха «Граффити» его опять стали приглашать режиссёры. Он сыграл ещё в дюжине фильмов и сериалов, наиболее значимые из которых «Братья Карамазовы», «Пелагия и белый бульдог» Юрия Мороза и, наконец, последний фильм Виктора Перевалова — «Хранимые судьбой», снятый Валентиной Пимановой.

Кадр из сериала «Хранимые судьбой» (2011 г.). Барышев — Борис Химичев, Лёва — Виктор Перевалов, Корсак — Николай Добрынин, Шапиро — Анатолий Равикович

В своём последнем фильме Виктор Перевалов, наверное, играл сам себя — забытого и никому не нужного актёра. Роль специально переписали под него — в ней почти не было слов, ведь после перенесённого на ногах инсульта речь у Перевалова была сильно нарушена. Съёмки проходили в Москве, стояла дикая летняя жара. Перевалов решил вернуться в Петербург, но ещё в Москве почувствовал себя плохо. А когда вышел на перрон Московского вокзала, ему стало ещё хуже. И тут он понял, что забыл свой телефон в Москве. И никак не мог сообщить жене, что приехал и находится на вокзале. Ни один из прохожих его не узнал, а на просьбы дать телефон, все просто шарахались от бомжеватого вида опухшего старика, с синяком под глазом, еле держащегося на ногах. Кое-как он добрался до своей квартиры на окраине Питера. И только тогда близкие вызвали скорую, но врачи лишь диагностировали инфаркт.

Пятого июля 2010 года Виктор Перевалов ушел из жизни.

Виктор Перевалов.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Актёр, который всегда — от Иванушки до Экклезиаста — оставался ребёнком. Виктор Перевалов