Популярность к Александру Абдулову пришла не сразу. В кино он дебютировал еще во время учебы в ГИТИСе – в нескольких фильмах сыграл женихов и солдат-срочников. После окончания вуза Абдулов был приглашен в труппу «Ленкома». Марк Захаров вспоминал, что увидел выпускника в дипломном спектакле и сразу представил, в каких постановках театра его можно занять.
Первые годы службы в театре Александр не отличался дисциплинированностью, но Марк Анатольевич прощал. «Я был влюблен в него как в артиста, и мне очень хотелось, чтобы Саша снимался в моих телевизионных работах», – рассказывал он и подчеркивал, что вскоре Абдулов стал «очень надежным человеком, каким-то образцом дисциплины». С легкой руки мастера кинокарьера актера пошла вверх. Вот несколько историй, связанных со знаковыми работами замечательного исполнителя.
12 стульев (1976)
В экранизацию «12 стульев» Абдулов попал случайно. По крайней мере, так говорил Захаров. Роль актеру досталась непростая – в плане «технического» исполнения. В образе инженера Щукина, супруга Эллочки-людоедочки, ему нужно было предстать обнаженным и в мыле. Актер относился к этому философски: «Ильф и Петров так написали – ну что я должен делать? Так в мыле и выходил. Ничего», – рассказывал он. И добавлял, что съемки эпизода собрали вокруг немало хихикающих дамочек из съемочной группы.
Обыкновенное чудо (1978)
На роль Медведя в «Обыкновенном чуде» Захаров планировал Александр Збруева, но тот отказался. Второй кандидатурой у него значился Александр Абдулов. Однако руководство потребовало провести пробы, в которых приняло участие немало актеров. Среди них оказались: Валерий Шальных, Евгений Меньшов, Юрий Шлыков, Владимир Вихров.
Когда Марк Захаров пригласил Абдулова пройти пробы, тот согласился, но заметил – пробуется он много, однако выбирают в итоге не его, а Костолевского. Пробы получились отличные, что помогло режиссеру отстоять кандидатуру артиста. «Попасть мне, мальчишке, в такую компанию, в которой были Леонов, Янковский, Соломин, Купченко, Миронов, Симонова, – это очень дорогого стоило! И то, что я не потонул в этом потоке, – их заслуга», – считал Александр Гавриилович.
Ищите женщину (1982)
В пробах на роль Робера де Шаранса, клерка нотариальной конторы из детектива «Ищите женщину», Абдулов сумел обойти главного конкурента – Олега Меньшикова. Режиссер Алла Сурикова говорит, что благодаря Абдулову в картине появился Леонид Ярмольник, который случайно зашел к другу и получил роль полицейского Максимэна. Коллеги вспоминают, что эти двое превращали перерывы между съемками в веселое шоу, поднимая настроение всей команде.
Чародеи (1982)
Такое же позитивное настроение Абдулов успевал создавать на съемочной площадке «Чародеев», где сыграл влюбленного Иванушку. Он быстро нашел общий язык с партнершами – Александрой Яковлевой и юной Аней Ашимовой. Актер было уже очень востребованным и параллельно работал еще в четырех проектах. Поэтому большинство сцен отсняли ночью (где это возможно по сценарию), когда Абдулов был свободен.
Формула любви (1984)
Жакоба, лохматого кучера графа Калиостро, нельзя назвать главным персонажем фильма «Формула любви». Тем не менее этот образ стал столь же популярным, как и знаменитые герои, сыгранные Абдуловым ранее. Одна из причин – фееричный дуэт Жакоба и Маргадона (Семен Фарада). Актер рассказывал, что когда им с Фарадой поручили спеть стилизованную итальянскую песенку «Уно моменто», партнеры порепетировали и постарались выдать качественный вокал. Услышав их исполнение, композитор Геннадий Гладков пришел в ужас, а Марк Захаров остался доволен. Он посчитал, что чем хуже персонажи поют, тем лучше для сюжета. Никто и представить не мог, что эта песня заживет собственной жизнью, а Абдулов и Фарада будут исполнять ее по просьбам зрителей на своих концертах.