В талантливой династии актёров Боярских, самым известным является Михаил. Кто ж не знает нашего Д’Артаньяна, который уже больше сорока лет покачивает перьями на шляпе и поёт нам песни. Но мало кто знает, что огромную роль в формировании Михаила Сергеевича как актёра и человека сыграл его старший брат Александр.
У протоиерея Александра Боярского, расстрелянного в 1937 году, было четыре сына, из которых трое ступили на актёрскую стезю. Из троих братьев-актёров самым известным был Николай. Он и в театре им. Комиссаржевской был в первых рядах и сыграл огромное количество ролей в кино: Адам Козлевич в «Золотом телёнке», физрук в «Приключениях электроника», Кощей Бессмертный в новогодней сказке про Машу и Витю, и мн. др.
Сергей Александрович Боярский тоже был ведущим актёром театра им. Комиссаржевской и тоже сыграл немало ролей в советских кинофильмах. Ещё до войны он женился на уроженке Латвии Эльге и в 1938 году у них родился сын Александр. Имя свое мальчик получил в честь деда. Но после войны Эльгу с сыном отправили в ссылку в Казахстан и долгое время отец с сыном не виделись. Но в 1951 году им было разрешено вернуться в Латвию, и они поселились в городе Елгава. С тех пор отец и сын больше не теряли связь. К тому времени Сергей Боярский уже был женат на актрисе Екатерине Мелентьевой, и у супругов подрастал сын Михаил.
В 1956 году Александр перебрался к отцу в Ленинград, и стал жить в семье отца. Это было вызвано тем, что Александр решил поступать в театральный институт. Но провалился. Во многом из-за своей неправильной дикции и речи. Внешне Александр был писанным красавцем. И как потом говорил Михаил Боярский, что до красоты брата ему было далеко. Это же он говорил и об интеллекте Александра.
Александр был очень разносторонним человеком, легко изучал языки, особенно французский, самостоятельно освоил игру на фортепиано, много читал и был осведомлён вообще обо всём на свете. Он стал для младшего брата сильнейшим примером для подражания. Михаил копировал и походку брата, и его манеру речи, и умение держаться в обществе, а также старался не отставать от него в своём интеллектуальном развитии.
Проработав год грузчиком, он сумел со второй попытки поступить в ЛГИТМИК. Проблемы с дикцией были им полностью ликвидированы.
В выпускном 1960 году Александр Боярский впервые снялся в кино в кинофильме про армию «Молодость офицера». Ему досталась главная роль, и он ещё притащил на съёмки своего друга Георгия Штиля, которому досталась роль братьев-близнецов. Интересно, что этот фильм режиссёра Лазаря Анциполовского почему-то не вышел на экраны, а после — не сохранился. Пропал, словно его и не было. Трудно найти хоть какое-то внятное объяснение почему это произошло. Поэтому дебют двух молодых актёров прошёл незаметно.
Так повелось, что Александр и в дальнейшем сыграл в кино немало офицеров. Большей частью белогвардейских. Хотя всего-то с десяток киноролей у него наберётся за его двадцатилетнюю карьеру артиста.
Зато театральная деятельность у Александра Боярского была очень яркой. Поиграв недолго в театре имени Ленсовета и затем в театре имени Пушкина, он уехал в Ригу, где стал ведущим актёром рижского драмтеатра.
Больше 30 ролей сыграл А. Боярский в рижском драмтеатре. На спектакли с его участием толпой шли зрители. Роли Учителя в «Безымянной звезде», Раскольникова в «Преступлении и наказании», Мелета в «Беседах с Сократом», Князя в «Холстомере» и многие другие прославили Александра в Риге.
С особой радостью актёр играл отрицательные роли. Как он считал, что он таким образом борется с мировым злом, показывая отрицательные и сложные характеры своих героев.
Во многом из-за активной работы в театральной сфере актёр отказывался от выгодных предложений в кино. Ему всё казалось, что он успеет наверстать упущенное, успеет вдоволь посниматься в кино, как сделали его отец и дядя, начав активно сниматься в немолодые годы.
Но судьба к Александру была не так благосклонна как он этого заслуживал. Поехав с театром на гастроли в Болгарию, и отыграв там все спектакли, артистов привезли на знаменитые «Золотые пески» на пару дней отдыха. Море штормило, но все артисты всё равно бросились купаться. Александр Боярский из этого моря не вышел… Мало кто понял, что произошло. Официально считается, что актёр утонул потому что у него прямо в море, в момент купания, произошёл сердечный приступ. Но другие посчитали, что он стал тонуть, и сердце не выдержало, долгих попыток спасения.
Так или иначе, но в Ригу театр вернулся без него. Спустя неделю актёра Александра Боярского провожали в последний путь тысячи его поклонников. Свидетели говорили, что на панихиду прощания пришло пол-Риги. Интересно, что накануне ушёл В. Высоцкий, и что у двух актёров полностью совпадают годы рождения и смерти (1938-1980).
Удивительно пронзительно говорил в одном из интервью Михаил Сергеевич Боярский о своём брате: «Брат был для меня в детстве кумиром. Сашка на десять лет старше меня, и при вечно занятых родителях-актерах он невольно становился моим воспитателем. Точнее, воспитывали меня папа с мамой, а я во всем подражал брату. Внешне тоже был интересней меня — высокого роста, гибкий, стройный. Интеллигентный человек такой, серьезной породы. Я по сравнению с ним был увальнем, полным скобарем. Мне казалось, Саша прочитал все книги, которые существуют на свете. Читал по ночам. Я засыпал, а он читал. Я просыпался – он все еще читал. Он так и остался для меня недосягаемым. Я был влюблен в него по уши. Ни с кем в жизни у меня не было и нет такого взаимопонимания. Мы как сиамские близнецы, хотя с разницей в десять лет. Он — самое лучшее, что было в моей жизни, моя вторая половина и даже больше, чем половина. Мне было невероятно удобно, что у меня есть такая стена, такая поддержка, такой интеллект.
Если что-то хорошее в моей жизни было, так это — брат. Когда он был рядом, то и я смотрелся более-менее достойным человеком, интересовался литературой, живописью. Но Саша ушел из жизни, и я стал тупой, как автобус. Мне теперь не с кем поговорить. Все вокруг твердят о курсе доллара, о спорте, бабах, политике. У Саши же была другая сфера — духовная. Которую я потерял с его уходом».