Всегда складывалось впечатление, что этот тонкий, ранимый, но удивительно талантливый и страстный актер, жизнью своей вовсе не дорожил. Он жил на разрыв. Как в последний раз. И, конечно же, это не могло не ускорить его печальный уход.
Мальчик Саша родился в Ростове-на-Дону, 23 июля 1946 года. Семья была обычная. Папа — инженер, мама — режиссер в детском театре.
Тяжёлое послевоенное детство быстро закалило характер белобрысого бойкого мальчишки. Кайдановский с ранних лет демонстрировал удивительную самостоятельность и свободолюбивость. Ни авторитетов, ни кумиров у парня не было.
Развод родителей тоже не лучшим образом сказался на личности Саши. И опять же он поступил по-своему. Вместо того, что бы остаться жить с матерью, выбрал отца. Но и в его новой семье места много не занимал и по окончании школы сразу же пошел получать рабочую профессию сварщика.
Правда, этот труд прельщал юношу недолго. Вскоре он решает круто изменить судьбу и стать артистом. И для этого поступает в училище искусств в родном городе.
Здесь Кайдановский вовсю показывал характер: скандалил с педагогами по поводу и без, отстаивая свою точку зрения. Некоторые мастера даже отказывались обучать строптивца, но Александру удалось найти своего учителя, который его понял и принял. И дал совет — нужно учится в Москве.
В столице Кайдановский тоже не сразу нашел свой театральный институт. Сначала он выбрал МХАТ, но проучившись совсем немного времени, перевелся в «Щуку».
Здесь Александр познакомился с будущими звёздами советского кино. Особенно подружился он с Леонидом Филатовым. Оба артиста отличались начитанностью и живостью ума. И, несмотря на дворовое воспитание и наглые манеры, Кайдановский поражал Филатова высокими знаниями в самых различных областях. Они могли ночами напролет дискутировать на самые разные темы.
Звездный друг так же вспоминал, как был бесстрашен Кайдановский, когда дело касалось риска и опасности. У них сложилась крепкая мужская компания артистов — Борис Галкин, Владимир Качан, Александр Кайдановский, Леонид Филатов и некий артист Матвеев. Как-то поздно вечером они столкнулись с бандой. У отморозков были ножи. Кайдановский подошёл к одному из них и взялся рукой за лезвие. Хлынула кровь, но актер не показывал боли и не отпускал нож, только смотрел на хулигана как-то особенно устрашающе. Банда была шокирована, ее участники поспешили ретироваться.
Ещё будучи студентом Щукинского училища, Александр сыграл на сцене свою вариацию Гамлета. И хотя далеко не всем понравилось индивидуальное прочтение образа актером, не признать, что Кайдановский их поразил, критики не могли.
Став выпускником, Александр был зачислен в труппу Театра им. Вахтангова. Сюда Кайдановский попал, поддавшись на уговоры режиссера, обещавшего ему роль князя Мышкина в «Идиоте» Ф. М. Достоевского. Но прошло три года, а дальше крохотных ролей дело не шло. Актер ушел со скандалом, обвинив театр в том, что он вызвал в нем отвращение.
Гордый Кайдановский ушел, но это привело к безденежью. Работы не стало, и актер был в депрессии, жил, где придется.
Великий артист Михаил Ульянов советовал Александру вернуться в родной город, но вместо этого Кайдановский пошел в армию. И как ни странно, в будущем это решение ему очень сильно помогло.
Актер попал в кавалерию при «Мосфильме», где его и заметил Никита Михалков. Он пригласил Кайдановского в «Свой среди чужих, чужой среди своих». Эта картина принесла Кайдановскому первый оглушительный успех.
Конечно, до этого в жизни Александра тоже были роли. Но их можно считать проходными. После успеха творения Михалкова другие режиссеры стали использовать подобный образ Александра в своих фильмах («Пропавшая экспедиция», «Золотая речка», «Десять негритят»)…
Наиболее яркой и ошеломительной работой в кино для Кайдановского, без сомнения, стал «Сталкер» Андрея Тарковского. Эта роль была непохожей на все предыдущие. В ней артист дошел до исступления. Буквально вывернул душу наизнанку. Съёмки шли очень тяжело. В местах большого скопления радиоактивности, что не могло не сказаться на здоровье артистов. Плюс от каждого Тарковский требовал играть на разрыв. Первая версия картины оказалась неудачно снятой, в пленке было много брака и пришлось начинать все заново. Естественно, все это потребовало от Кайдановского огромных душевных сил.
Роль Сталкера сыграла с актером злую шутку: это было все равно что сыграть бога — все остальные образы и роли, которые ему предлагали не могли превзойти эту. Кайдановский впал в депрессию, которую привык снимать алкоголем. Он пил еще со времён неустройства в театре. И теперь эта привычка только усугубилась.
Но артист смог взять себя в руки и начать сниматься за рубежом. В его творческой копилке несколько успешных иностранных картин: «Дыхание дьявола», «Ноябрь», «Исповедь незнакомца». Кайдановский снимался в Польше, Италии, Франции и Венгрии.
Александру Леонидовичу давно хотелось попробовать свои силы в качестве режиссера и любимый мастер — Тарковский взял его на свой курс. Но однажды именитый кинематографист не вернулся на родину, оставшись в Италии, и доучивался Кайдановский уже у Сергея Соловьева.
Снял несколько фильмов, среди которых «Простая смерть», «Жена керосинщика», «Свадебный марш» и «Гость». Они были удостоены престижных кинонаград, в том числе европейских. Кайдановский также преподавал на режиссерских курсах. Это было его основной деятельностью в девяностых, так как актер не желал сниматься в новом кино, называя его «дурновкусием». Так же снял один из музыкальных клипов группы «Аквариум».
Всего Александр Леонидович был женат четыре раза. И каждой из его жен приходилось нелегко, так как бунтующая натура актера вкупе с любовью к алкоголю вечно толкала его на приключения и пребывание в отделении милиции. По воспоминаниям первой жены актера, Ирины Бычковой, Кайдановский любил помахать кулаками, за что однажды едва не был осуждён, но благодаря поручительству Михаила Ульянова, отделался условным сроком.
Часто супруге приходилось отыскивать непутёвого мужа в сомнительных компаниях или забирать из милиции. Девиз актера «Будь собой, живи спонтанно» приводил его к известным конфликтам и саморазрушению.
После девяти лет брака, Ирина устала терпеть и ушла, забрав дочь Дашу.
Широко известен страстный и бурный роман актера с коллегой Валентиной Малявиной. Актеры были несвободны, но не смогли противиться внезапно нахлынувшим чувствам. Их личная жизнь напоминала действующий вулкан — Александр дико ревновал Валентину, не обходилось без ссор и драк. Эта больная любовь изводила их обоих, влюблённые даже хотели вместе уйти из жизни. Им пришлось расстаться, иначе бы этот роман закончился трагедией.
Второй женой скандального актера стала коллега Евгения Симонова. Они познакомились на съёмках «Пропавшей экспедиции». Красавица-актриса была поражена талантом и работоспособностью Кайдановского. Это была любовь с первого взгляда. Евгения подарила Александру дочь Зою, которая продолжила актёрскую династию. Но этот брак не пролился долго.
В третьем союзе с Натальей Судаковой у Кайдановского родился наследник — сын Андрей. Юноша стал артистом балета европейского уровня.
Незадолго до своего ухода, артист узаконил отношения с молодой актрисой Инной Пиварс. У них была серьезная разница в возрасте, но пару это не смущало. К сожалению, они не успели как следует насладиться новосельем в такой долгожданной квартире, выделенной актеру. Их брак продлился всего три недели.
Александру Кайдановскому жизнь отмерила всего 49 лет. Несмотря на творческие планы, актер и режиссер знал, что очень болен. Он перенес два инфаркта, а третий уже стал роковым. Сердце артиста не выдержало того бешеного темпа, которого придерживался всю жизнь Александр Леонидович. Оно перестало биться 3 декабря 1995 года.
Коллеги отмечают, что секрет загадочности и таинственности образа героев Кайдановского так и остался неразгаданным.