С детских лет он мечтал стать врачом. И не просто мечтал, а шел к своей цели. Уже в старших классах Леша Герман вместе со студентами мединститута ходил в анатомичку, собрал и изучил целую библиотеку книг по медицине. Но отказаться от медицины в пользу режиссуры его уговорил отец, писатель Юрий Герман.
Может быть, Алексей Юрьевич мог бы стать выдающимся врачом. Кто знает… А вот великого режиссера Алексея Германа знают во всем мире.
Его фильмы годами лежали на полке. Ему не давали снимать. Он добивался своего. И снимал только такое кино, которое хотел.
Первый фильм, который Алексей Герман снял (вместе с режиссером Григорием Ароновым) – «Седьмой спутник».
Это было в 1967 году, на Ленфильме. Фильм про гражданскую войну, один из сценаристов Юрий Клепиков, красивая музыка Исаака Шварца. Никаких проблем вроде быть не должно. Действительно хороший фильм. Посмотрите, если не видели.
И вот наступает день приемки фильма. Приезжает какой-то чиновник из Госкомитета по кинематографии. Молча посмотрел картину, а потом вдруг громко заявляет:
«Поздравляю! Наконец-то Ленфильм научился снимать настоящие и откровенные антисоветские картины! А то всё было — кукиш в кармане, а тут всё чётко и без затей – вот тебе Советская власть куча дерьма. Сняли вариант „Доктора Живаго“. Что тут сказать – молодцы!».
Произнес свою пламенную речь. И уехал. В студии — немая сцена.
Потом был просмотр картины уже в горкоме партии.
Конец фильма, в зале для просмотра включается свет.
Какой — то там секретарь начинает бубнить про то, что товарищи — кинематографисты сняли значительную картину… Но тут с места буквально вскакивает заведующий отделом пропаганды ( тогда такие отделы были в каждом райкоме, горкоме, обкоме, и ничего оскорбительного в этом слове и не было.) Так вот, вскакивает этот «главный по пропаганде» и искреннее так чуть ли не кричит:
«Как?! Неужели же революция была такой? Я не верю, не хочу верить!!!»
Бедные создатели фильма, как по команде «мотор» разом побледнели.
И тут встает секретарь Ленинградского горкома партии Георгий Иванович Попов, 1912 года рождения и категорично заявляет: «Да. Она была такой. Революция была жестокой и беспощадной!». Точка. Все выдохнули.
Картину отвезли на согласование в Москву. В столице чиновникам фильм понравился. Ему сразу была присвоена первая категория.
Это была первая и последняя удача Алексея Германа с приемкой фильма. Потом все было иначе….
«Проверку на дорогах» он снимал в 1971 году.
А зрители увидели этот фильм только через семнадцать лет. В ноябре 1987 года его показали по телевидению.
«Двадцать дней без войны» он начал снимать в 1975 году.
Он вышел в мае 1977 года. Фильму была присвоена третья категория, ограниченный прокат. По сути, это почти запрет фильма. Но в тот же год «Двадцать дней без войны» получает во Франции престижную кинопремию. А через одиннадцать лет в родной стране картина наконец — то получит заветную первую категорию и ее увидят миллионы людей.
«Мой друг Иван Лапшин» мой самый любимый фильм Алексея Германа. Грустный, красивый, в полутонах…
«Хрусталев, машину!». Это был последний прижизненный фильм Алексея Германа, который вышел в 1988 году.
Номинация Каннского кинофестиваля, три самые престижные премии на российском кинофестивале. Он снимал этот фильм почти десять лет. И снял шедевр. Пересматривая который каждый раз открываешь что-то новое .
Алексей Герман ушел из жизни 21 февраля 2013 года. Десять лет уже прошло. Он оставил нам великие фильмы, которые надо смотреть, смотреть и еще раз смотреть.
Он очень хотел, чтобы мы все поняли, что именно он хотел сказать в своих кинокартинах. Светлая Память…