Актер с аристократической внешностью и сложной судьбой. Он был убедителен всегда, в любой роли, умел быть разным, что под силу далеко не каждому актёру. Про любую его роль есть что сказать, в каждой ярко вырисовывается характер героя. Николая Крюкова привлекали не только главные, но и совсем крошечные работы, он считал, что они дают хорошую возможность «что-то маленькое превратить в большое».
Николай Крюков появился на свет 25 июня 1915 года в селе Замытье Тверской губернии. Рос в крестьянской семье, после окончания школы работал на ленинградском заводе «Севкабель», в котором существовал кружок драматического искусства, и Николай стал его активным участником.
По прошествии нескольких лет он выдержал экзамены и начал учиться в театральной студии при Большом Драматическом театре. В 1936 году Крюков вступил в труппу театра-студии под руководством режиссера Сергея Эрнестовича Радлова (Молодой Театр, позже — Театр имени Ленинградского совета), где играл ключевые роли в спектаклях «Гамлет», «Идеальный муж», «Эмилия Галотти» и др.
С первого дня Великой Отечественной войны коллектив не прекращал работы — артистов разделили на две фронтовые бригады и они выступали в красноармейских частях, госпиталях, боевых кораблях.
В январе 1942 актёров эвакуировали в Пятигорск, а в августе в город вошли немцы и актеры оказались в оккупации. Немцами был отдан приказ руководству театра играть спектакли. После войны Крюков вспоминал, что постепенно актёры почувствовали необходимость своей работы: «Население ходило к нам в театр, и спектакли — мы это видели — много значили и для зрителей и для нас. В атмосфере спектакля мы сильнее ощущали временность оккупации, не теряли веры в нашу победу». В 1943 году, отступая, немцы вывезли театр во Францию.
После возвращения на родину все актеры прошли строгую проверку. Крюков избежал лагерей, но ему запретили жить в Москве и Ленинграде, больше десяти лет он играл в провинции. Когда Радлов возглавил Театр русской драмы в Риге, он пригласил в свой коллектив Николая Крюкова, и тот в течение двух лет выходил на сцену рижского театра, а вскоре вернулся в Ленинград и стал сниматься в кино.
В 1940 году Николай Крюков получил в роль лейтенанта Угарного в фильме «Политрук Колыванов». Лента не была завершена, а широкому кругу зрителей Крюков стал известен только в1959 году после выхода на экраны фильма «Последний дюйм». Он сыграл роль американского летчика Бена Эпсли. Фильм сняли по одноименному рассказу Д. Олдриджа.
Чтобы заработать на жизнь, летчик Бен Энсли вынужден отправиться в запретную зону для подводной съемки акул, необходимой телевизионной компании. С ним летит его маленький сын Дэви… После нападения акул, израненный Бен заставляет мальчика втащить себя в кабину и поднять самолет в воздух…
Сдержан, суров, неразговорчив герой Крюкова. Актер замечательно сыграл харизматичного, волевого человека. Мальчика сыграл Слава Муратов, который впоследствии выбрал профессию военного. На момент съемок Николаю Крюкову было 43 года. «Последний дюйм» прославил его на всю страну. В прокатный год картину посмотрели 25 млн. человек. На третьем Всесоюзном кинофестивале фильм был награжден несколькими премиями. Николай Крюков получил Вторую премию «За лучшее исполнение мужской роли».
После этой картины Николая Крюкова буквально засыпали предложениями сниматься. В год выходило по несколько фильмов с его участием. Играл и главные роли и второстепенные. Актер создал целую галерею разных образов, но такого успеха как в картине «Последний дюйм» у него больше не случилось.
Всего в его фильмографии около ста ролей. Кроме ролей в кино актер занимался озвучиванием фильмов. Герои 30-ти картин из разных стран мира говорят голосом Николая Крюкова.
Николай Николаевич дважды был женат. О первом браке ничего не известно. Вторая жена — Лилия Ивановна Гурова, советская и российская актриса, с которой Николай Николаевич прожил 33 года, вплоть до своей кончины.
Николай Николаевич Крюков ушел из жизни 17 апреля 1993 года в возрасте 77 лет.