Жизнь Михаила Афанасьевича Булгакова всегда была тесно переплетена со всякого рода тайнами и бесовщиной, а тут еще такой прекрасный повод поверить то, о чем догадывались миллионы, но боялись сказать. Конечно же, все, кто вырос в СССР, знают, что «12 стульев» написали Илья Ильф и Евгений Петров. Однако существуют весьма эрудированные и всеми уважаемые люди, которые все же в этом сомневаются, утверждая, что их автором вынужденно стал Михаил Булгаков. И у этой теории есть ряд вполне неглупых доказательств.
Так создавалась классика… по официальной версии
Давайте для начала обратимся к общепринятой истории создании романа по версии Валентина Катаева. В августе 1927 года он пришел к своему брату Евгению Катаеву, носившему псевдоним Петров, и его приятелю Илье Ильфу. Валентин, даже не переходя на шепот, предложил им стать его личными литературными неграми, а именно — набросать черновик авантюрного романа о деньгах, спрятанных под обивкой стула. написать черновик авантюрного романа о деньгах в стуле. На самом инициаторе уже была банальная вычитка и правки. Естественно, от такого предложения вечно голодные таланты не отказываются.
Дело пошло настолько быстро, что произведение было написано в кратчайшие сроки. Катаев же ничего менять не стал и благородно отказался от использования собственной фамилии на книге в пользу одного из литературных негров. Предварительный договор помог «12 стульям» мгновенно уйти в печать. Звучит слишком красиво и складно, неправда ли? Особенно для того непростого времени. Поэтому и многие критики считают эту историю большим враньем. Отечественные исследователи предполагают, что настолько многослойный и роман с прекрасным слогом мог написать лишь один писатель тех годов — Михаил Булгаков.
Стиль выдает Мастера
В качестве доказательств можно вспомнить то, что сами Ильф и Петров, помимо двух романов о похождения Остапа Бендера, ничего мощного больше и не создали. Кроме того, стили текстов необычайно схожи, вы только сравните две цитаты. «В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми» — из «12 стульев» и «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…» из «Мастера и Маргариты». Даже без литературоведа и лингвистического эксперта видно, насколько ритмы текстов двух, казалось бы, разных авторов совпадают.
Писатели уничтожают врагов с помощью пера
Показательны и сюжетные детали. Например, бездарный поэт Ляпис-Трубецкой из романа является пародией на Маяковского. Так, он посвящает поэму Хине Члек по аналогии с Лилей Брик, а еще у него «служил Гаврила почтальоном, Гаврила письма разносил…», а затем этого прекрасного почтальона отправляют на тот свет фашисты. Едкая литературная издевка над стихотворением Маяковского о погибшем дипкурьере Теодоре Нетте видится без всяких подсказок. А теперь подумайте о том, какие могут быть претензии у Ильфа и Петрова к Владимиру Владимировичу? Абсолютно никаких. А вот у Михаила Булгакова их будет навалом, ведь поэт с широкими штанинами ожесточенно нападал на его «Белую гвардию». И не ответить на писательский троллинг в те времена было сродни позору.
Конспирология и уши спецслужб
Как вы видите, доказательства авторства Булгакова существуют, но их нельзя назвать неоспоримыми. Противники теории его авторства «12 стульев» замечают коротко и просто — а зачем писателю вообще надо было писать этот роман? Ведь с деньгами у Михаила Афанасьевича в те годы проблем попросту не было. И в этот момент теория приобретает уже совсем конспирологически-бульварный характер, который легко оспорить. Некоторые литераторы считают, что ГПУ, якобы, решило подготовить ответ на книгу эмигранта Василия Шульгина под названием «Три столицы». Этот гражданин нелегально перешел границу и на протяжении двух месяцев ездил по территории советской России под фамилией Шмитт, в чем, собственно, и откровенно признался на страницах своей книги.
Естественно, что подобная дерзость не могла остаться незамеченной. Тогда руководство ГПУ принимает решение выпустить книгу. Этим и объясняется то, почему роман должен был быть написан в кратчайшие сроки, а договор на издание заключили еще до того, как увидели хотя бы черновики. В те времена подобный подход был немыслимым. И, видимо, Булгаков Государственному политическому управлению при НКВД отказать просто не мог. Единственное, что он попросил — не ставить свою фамилию на обложку романа, ведь о реакции публики можно было только догадываться.
Магия религиозных чисел
В конце мы затронем самую духовно-просветительскую версию того, почему вместо Ильфа и Петрова этот текст писал Михаил Афанасьевич. Почему в книге стульев именно 12, а не 7 или 15? Некоторые филологи утверждают, что в этом случае идет акцент на религии. Поскольку 12 — крайне важное число, если вспомнить апостолов, колен израилевых, подвигов Геракла и нидан в буддизме. Последнее, к слову, представляет собой 12-членную схему бытия. Все идет от неведения, заканчивается смертью и начинается вновь. А теперь вспомните сюжет «12 стульев»: события заканчиваются уходом Остапа в мир иной ради того, чтобы в следующем романе он возродился как ни в чем не бывало. Если не это чистая «булгаковщина», то какой она должна быть? Пишите в комментариях, готовы ли вы поверите в том, что Михаил Булгаков является автором известной книги.