50 лет назад начались съемки фильма «Большая перемена». Правда, изначально фильм задумывался как «Приключения школьного учителя». Но это название не устроило чиновников из Министерства образования.
В 60-х годах многие ученики после 8-го класса покидали школу и пополняли ряды рабочего класса, обучаясь профессии на рабочем месте.
Пропаганду на установку всеобщего среднего образования было решено провести через кинематограф. За основу была взята повесть Георгия Садовникова, который сам после окончания пединститута по распределению работал в вечерней школе. Поэтому сюжеты об учениках, которые вместо уроков бежали на танцы или прятались от учителей в туалете – все это взято из реальной жизни.
Желающих снимать и сниматься в заказном «правильном» фильме, особо не было. Известные на тот момент молодые актеры, прочитав сценарий, отказывались от ролей.
Роль Петрыкина не устроила Евгения Евстигнеева, Олегу Янковскому не понравилась роль Ганжи. Нестора Петровича не сыграл Андрей Мягков только потому, что на роль учительницы русского языка, Светланы Афанасьевны, не утвердили его супругу, Анастасию Вознесенскую. Маргарита Терехова не захотела сниматься без Мягкова, поэтому отказалась от роли Полины.
Режиссерская карьера Алексея Коренева как-то сразу не сложилась: его первую работу раскритиковали во всех инстанциях, а следующий фильм вообще остался лежать на полке. После чего ему запретили самостоятельно что-либо снимать. От безысходности, он взялся за новую работу.
Михаил Кононов к новой роли отнесся весьма скептически, считая весь сюжет картины несуразным. Даже после удачного проката фильма относил свою роль к проходной в своей коллекции.
Съемки фильма проходили в большой дружной команде, и режиссер не был против, если кто-то из актеров предлагал что-то свое, импровизируя прямо в кадре.
Так, например, у Ирины Азер, исполнявшей роль подруги Ляпишева, Люськи, прямо в кадре отвалился каблук. Актриса, не раздумывая, выбросила вторую туфлю и дальше отправилась босиком. Зрители решили, что так было задумано. Евгений Леонов «вспомнил молодость» и придумал сцену, как его герой в класс заходит через окно.
Михаил Кононов, почему-то никому не сказал, что не умеет плавать. И когда его герой, Нестор Петрович, бросается в воду, актер сам не на шутку испугался. Страх воды оказался неподдельным, а его спасение было настоящим.
Смешную сцену с Крамаровым придумала Нина Маслова. Помните, как она спрашивает: «Что ты мне глазки строишь?» На что в ответ получает: «А что, я тебе кооператив должен строить?»
Не обошлось в картине и без киноляпов. Дважды поврежденная рука Ганжи оказывается то правой, то левой: повредил левую, а в медпункте бинтовали правую, Ганжа на улице стоит с забинтованной левой рукой, а в квартиру заходит с перебинтованной правой. Ляпы эти заметили только при монтаже, когда переснять сцены было уже невозможно. Зрители, в большинстве своем, не заметили этих промахов.
Изначально планировалось сделать фильм двухсерийным, но материала было отснято много, на 4-5 серий. От пятой серии пришлось отказаться – отпущенный бюджет был уже израсходован.
Уже после показа на телевидении первой серии, всем стало понятно, что фильм понравился зрителям. Молодые актеры, занятые в фильме сразу стали знаменитыми. А Светлане Крючковой, которая в то время оканчивала Школу-студию МХАТ, московские театры предложили работу. Хорошим украшением фильма стала песня в ее исполнении.
Многие известные актеры, отказавшиеся принять участие в съемках «неинтересного» фильма, после его оглушительного успеха, пожалели об этом. Среди них были и дочь режиссера, Елена Коренева, и первый муж Светланы Крючковой, Михаил Стародуб.
Михаил Кононов спустя несколько лет признал, что такой фильм могли сделать только талантливые актеры, когда «любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное – искренним»