Божественно прекрасная Ирина Скобцева

Какая долгая и достойная жизнь в искусстве получилась у Ирины Константиновны Скобцевой. Красота юности не угасла с годами. Доброе сердце и порядочность сохранили на всю жизнь красоту видимую, соединив внешнее и внутреннее.

В октябре 2020 года актрисы не стало. Весной 2020 года в таком же почтенном возрасте, в те же 93 года, ушла Инна Макарова. Теперь обе супруги нашего великого и оскароносного С. Бондарчука покоятся с миром. Причем Ирина Константиновна ушла точно в один день с Сергеем Фёдоровичем. Наверно совсем не случайно. Она и в этот день осталась верна своему мужу.

Выпускница искусствоведческого факультета МГУ, молодая и божественно красивая Ирина Скобцева, была направлена в хранилище Третьяковки на стажировку. Именно там она поняла, что не готова всю жизнь провести в полумраке хранилищ, глотая пыль в окружении старинных шедевров и сокровищ. Она сама была сокровище, которое желало быть найденным и увиденным.

И вот решительная девушка поступает сразу на 3-ий курс студии МХАТ. Педагоги были восхищены красотой и талантом студентки. Вскоре в студию МХАТ стали наведываться работники отечественного кинопрома. Все понимали, что такая красоту надо снимать. И снимать много.

Дебют в кино был просто ошеломляющ. Она великолепно сыграла Дездемону в «Отелло». Этот фильм подарил ей всесоюзную славу. На каннском фестивале она получила титул «Мисс шарм Каннского кинофестиваля». Так случилось, что эта картина подарила ей и будущего мужа — Сергея Бондарчука.

Впрочем, знакомство с Бондарчуком произошло несколькими годами раньше, в троллейбусе, когда она была еще студенткой. Воспитанная в хорошей интеллигентной семье Ирина Константиновна совсем не собиралась быть разлучницей. Она прекрасно знала, что С. Бондарчук женат на Инне Макаровой.

Но сила взаимного притяжения была невероятна. Интересно, что на съёмках «Отелло» их венчали по-настоящему. Как так вышло — никто не понял, но весь ритуал венчания был произведён по всем канонам и абсолютно достоверно. После этого Бондарчук ей шутливо сказал: «Ну, Скобцева, теперь ты от меня не отвертишься».

«Отелло». 1955 г.

Но прошло ещё четыре года, прежде чем С. Бондарчук и И. Скобцева стали мужем и женой. Бондарчук с Макаровой расходились очень тяжело. Это была отдельная трагедия двух душ. Но не быть вместе с И. Скобцевой С. Бондарчук уже не мыслил себе. Таким образом родилась пара, которая около сорока лет была одной из самых знаменитых пар отечественного кинематографа.

У супругов родились двое детей. Дочь Алёна в 1962 году и сын Фёдор в 1967 году. Их шутливо называли — дети «Войны и мира», потому что дочь родилась, когда фильм только запускался, а сын родился, когда фильм завершался.

После «Отелло» режиссёры с трудом понимали, кого можно доверить играть Ирине Скобцевой. Её красота существенно ограничивала выбор ролей. И всё же роли были. И везде Скобцева была просто изысканно неотразима. И Людовика в «Иване Франко», и Кира в «Обыкновенном человеке». А какая была Шурочка в «Поединке»!

«Обыкновенный человек». Кира. 1956

Но не менее восхитительно она сыграла в «Аннушке» заглавную роль, тем самым доказав всем, что может прекрасно играть и простолюдинок.

А какая хищная и циничная получилась у нее Клавдия Николаевна в «Неповторимой весне»: «Какой профессии твой муж? Археолог? Ну что ж — чем больше ты будешь стареть, тем больший интерес он будет проявлять к тебе». Причём все эти роли она сыграла без какого-либо протеже Бондарчука. Она тогда еще не была его женой.

Да и при Бондарчуке актриса сыграла огромное число ролей. Сергей Фёдорович очень доверял своей жене и спокойно отпускал её на любые съемки. Наверно, благодаря обоюдному доверию эта пара и смогла просуществовать столько лет вместе.

«Зигзаг удачи». «Женитесь на мне Володя. Я буду примерной женой». 1968

Была Скобцева-икона, от которой глаз не оторвёшь, и была Скобцева-актриса, которая умело играла в кадре. Мастерство актрисы сильно проявлено в двух небольших ролях в фильмах Г. Данелии. Маленькая роль дамы с зонтиком в «Я шагаю по Москве» и роль психиатра в комедии «Тридцать три». Эти роли сыграны мастерски и совершенно нетривиально. После этого понимаешь уровень актёрской школы И. Скобцевой. А как тонко была сыграна роль вдовушки в фильме «Человек в проходном дворе». Особенно хороша сцена, где она танцует с Г. Корольковым танец. От такой вдовушки голова кругом идёт.

На съёмках «Войны и мира» Ирина Константиновна была просто ангелом-хранителем своего мужа. Эта работа чуть не стоила Бондарчуку жизни. Известно, что у него даже была клиническая смерть на съёмках. Во многом благодаря своей жене, Сергей Фёдорович вытянул этот тяжелейший фильм. Ну, и кто бы мог подойти лучше на роль Элен Курагиной, чем И. Скобцева. Хотя худсовет и пытался туда определить В. Артмане, но всё же Скобцева была просто рождена для этой роли.

«Война и мир». 1962-1967. Элен Курагина

1990-е годы были разрушительными для семьи Бондарчука и Скобцевой. Великий режиссёр надорвался на съёмках «Тихого Дона». Фильм был заморожен на много лет. На Бондарчука катили бочку все кому не лень. Супругов уволили из ВГИКа. А ведь Ирина Скобцева вырастила огромное количество молодых артистов для нашего кино. Среди её учеников — Владимир Басов-мл., Ольга Кабо, Ия Нинидзе, Тамара Акулова, Юнус Юсупов, Валентин Ганев и многие другие.

Через некоторое время после потери любимого мужа актрисе пришлось пережить и потерю дочери Алёны, ушедшей от рака в 2009 году. И всё же Ирина Константиновна не сдавалась и продолжала жить и играть в кино.

Всё же создаётся впечатление, что актрису недосняли в период высшего расцвета её красоты. Но так сложилась её жизнь. Она поздно начала сниматься, потом было семилетие работы над «Войной и миром», где она должна была находиться рядом с мужем, потом были маленькие дети. А там уже и сорок лет.

«Степь». Графиня Драницкая. 1977 г

Хотя годы и шли, но Ирина Константиновна словно и не собиралась стариться. Она шикарно выглядела в сорок, великолепно — в пятьдесят, прекрасно — в шестьдесят. Да и для семидесяти и восьмидесяти лет она выглядела роскошно. Очень долгое время оставалась в прекрасной актёрской форме и играла в кино до девяноста лет.

Но всё равно в памяти зрителей крепко засели образы, созданные актрисой: нежная Дездемона, красиво-холодная Элен Курагина, элегантная москвичка, взбалмошная сотрудница фотоателье из «Зигзага удачи», нежная мать из «Серёжи». Зрители будут долго помнить божественно прекрасную Ирину Константиновну как актрису, женщину, жену, мать, бабушку, за её мудрость, вечную молодость и красоту.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Божественно прекрасная Ирина Скобцева