Федор Михайлович Никитин снимался в советском кино с момента его зарождения. Его первая роль – рассыльный в фильме 1918 года «Тереза Ракен». Потом случился восьмилетний перерыв, после которого актер снимался в кино постоянно.
В 1926 году Никитин вернулся в кино достаточно неожиданным образом. Он пришел на Ленинградскую кинофабрику (будущий «Ленфильм»), и спросил у режиссера Фридлиха Эрмлера, нет ли для него роли в каком-нибудь фильме?
— Я очень хотел бы у вас сниматься.
— Я что вы можете играть?
— Яго!
— Могу предложить вам роль босяка.
С этой минуты началась многолетняя дружба и творческое сотрудничество режиссера и актера. А предложение сыграть босяка в кино для Федора Никитина тогда было чуждым, он не собирался представлять в кино персонажей такого типа.
На тот момент актер не был новичком в профессии. Он сыграл не одну яркую роль на театральных сценах. Но оказалось, что Эрмер прав, разгадав талант актера, который умел играть самые разные роли.
Именно с роли босяка Вадьки Завражина в фильме «Катька Бумажный ранет» 1926 года началась большая фильмография Федора Никитина. Критика через два года после премьеры фильма писала о Никитине, как о серьезном мастере советского экрана, о художнике с самобытным дарованием. Зарубежная пресса после «Катьки Бумажного ранета» нарекла актера «Чаплином русских степей».
Все последующие роли, сыгранные Федором Никитиным в фильмах Эрмера, пользовались большим уважением зрителя. Всякий раз это было открытие нового характера, неповторимого образа.
Например, запомнились критикам и зрителям роль музыканта в фильме «Дом в сугробах» 1927 года, глухонемого сапожника в киноленте «Парижский сапожник» 1927 года, солдат Филимонов в картине «Обломок империи» 1929 года.
Герои Федора Михайловича раскрывали время. Сыгранные актером Завражин, сапожник Кирик и солдат Филимонов открыли в нем способность проникать в самые сокровенные тайники человеческой души, умение передать индивидуальную интонацию героя.
За долгую экранную жизнь, длиной в 70 лет, актер сыграл больше 70 ролей в кино. Были, конечно, и проходные роли. Так, например, критики ругали роли Никитина в фильмах «Барьер неизвестности», «Ко мне, Мухтар!», «Раздумья», «Улица Ньютона, дом 1». По большей части актера упрекали в повторениях, эти роли – не воплощенные образы, а калька идей режиссера.
Подводя итог творчеству замечательного актера, можно повторить слова одного из советских киноведов:
— Федор Никитин принес на экран первым и развил лучшие традиции реалистической школы актерского мастерства. Он одинаково умело играть и комедийные, и трагические роли. Главная тема его творчества – нравственная красота человека.