Творческая биография советского актёра Петра Глебова насчитывает несколько десятков фильмов. Но в памяти зрителей он навсегда останется Григорием Мелеховым из экранизации «Тихого Дона» Сергея Герасимова.
Пётр Глебов, выходец из старинного дворянского рода, родился за два года до революции. Детство актёра прошло в деревне под Звенигородом. Особняк матери, в котором они жили, переоборудовали в детский дом, а Глебовых поселили во флигеле. Вскоре от тифа умер отец, и мать осталась одна с пятью сыновьями. Лишившись имения, московских особняков, она могла уехать из России, но осталась, стойко перенося лишения, не озлобившись и не жалуясь на судьбу.
В детские годы у Петра появился интерес к театру. Вместе с братьями он участвовал в домашних спектаклях. На их репетиции захаживал, живший по соседству, Станиславский. В дальнейшем, юноша, пройдя обучение в театральной студии, руководимой их знаменитым соседом, становится её актёром.
Во время войны, служа недалеко от Москвы в зенитно-артиллерийском полку, иногда выбирался в город для участия в спектаклях. В послевоенное время продолжал работать в театре. Сыграл в кино несколько небольших ролей, не имевших большого успеха.
Всё изменилось после кинопроб у Сергея Герасимова. Герасимов искал на главную роль «настоящего» Мелехова, как в книге. На пробах он увидел в Глебове и выправку белого офицера, благородство дворянина, и простоту деревенского жителя. Повлияло на выбор режиссёра и то, что Глебов с детства любил лошадей, отлично ездил верхом.
Среди многих фотопроб претендентов на роль Мелехова, именно Глебова выбрал Шолохов. Актёру, которому было уже за сорок, на съёмках накладывали омолаживающий грим, а мелеховскую горбинку сделали ему из особой смолы.
Роль в «Тихом Доне» стала для Глебова главной в актёрской карьере. В ней он раскрылся как глубокий драматический и трагический актёр. В последующие годы Глебов играл волевых, мужественных героев: генералов, командующих, атаманов. Зрителям запомнился его Матвей Зубов в фильме «Мужики». Но роли такого масштаба, как шолоховский Мелехов, в его творческой биографии больше не было.
Несмотря на это, Пётр Глебов считал себя счастливым человеком. Ведь всю жизнь с ним рядом была его любимая семья: жена и дочери.
Пётр Глебов и Марина Левицкая сохранили до конца жизни свою любовь, основанную на понимании и взаимной поддержке. В начале их семейной жизни ради мужа и детей Марина оставила свою карьеру художника-архитектора. Всё в доме держалось на ней. В последние годы жизни хозяйственные заботы взвалил на себя Пётр, а Марина снова начала рисовать.
Жили Глебовы просто и скромно. У них не было даже своей дачи. На лето семья снимала домик в деревне. Глебов, выросший в деревне, любил отдыхать на природе: собирать ягоды, грибы, косить траву. По воспоминаниям дочери Елены, Пётр Глебов до самой старости в душе оставался мальчишкой, любил озорничать, хулиганить. С людьми был доверчивым и бесхитростным. Актёр очень любил своих дочерей, скучал по ним на съёмках, просил жену приехать с ними на съёмочную площадку.
В настоящее время, старшая дочь Ольга преподаёт английский язык. Была женой музыковеда Святослава Бэлзы, имеет сына. Глебов обожал своего внука, был его компаньоном по играм и шалостям. Младшая, Елена, – актриса кино и театра. Душевно была очень близка с отцом. Выступала с отцом на концертах, где актёр рассказывал байки о съёмках «Тихого Дона».
Для Елены он был не просто отец, а друг, коллега. Она бережно хранит детские воспоминания о проведённых с ним днях, о его сильных заботливых руках, всегда чувствуя, что он и сейчас рядом. Отец, любящий жену и детей, весёлый и общительный, отдающий всего себя своей профессии, для неё всегда был идеалом мужчины. Такого мужчины, как отец, в своей жизни она так и не встретила.