Многим известно, что в этом фильме первоначально Гайдай собирался снимать совсем других актёров. В главной роли (Иван Васильевич и управдом Бунша) Леонид Иович мечтал увидеть Юрия Никулина. Позже он неоднократно рассказывал, что Семён Семёнович Горбунков был придуман для Никулина, так и управдом Бунша изначально писался тоже под этого актёра.
Тоже самое касалось и второй главной роли картины – Жоржа Милославского. По задумке режиссёра, его должен был сыграть Андрей Миронов. Но получилось, что их мы так и не увидели в фильме. Обоих актёров, которые сделали предыдущую комедию Гайдая «Бриллиантовая рука» шедевром, в этом картине не оказалось.
Сегодня можно много рассуждать о том, каким бы получился фильм вместе с Никулиным и Мироновым. Но и то, что в итоге получилось, тоже стало шедевром на всем времена. И заслуга в этом Яковлева и Куравлёва ничуть не меньше, чем Никулина и Миронова в «Бриллиантовой руке».
В 1983 году в ЦДК прошёл творческий вечер режиссёра, приуроченный к его 60-летию. Там же все вспомнили, что знаменитой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» исполнилось ровно 10 лет. И когда речь зашла о Куравлёве, Гайдай рассказал гостям, что, оказывается, в комедии есть несколько импровизаций от актёра, которых не было не только в романе у Булгакова, но и в сценарии фильма.
Итак, вот некоторые из них.
Помните, как в музыкальной сцене в кремлевских палатах Милославский вдруг достает из кармана пачку сигарет «Мальборо» и использует её как импровизированный микрофон? Позже сам Куравлев рассказывал, что в одном из дублей у него это получилось непроизвольно, так как в перерывах между съемками он любил покурить хорошие сигареты. Гайдаю этот случайный жест актёра показался очень забавным, и он решил его намеренно вставить в фильм. В следующих дублях Куравлев уже специально доставал эту пачку сигарет.
Вообще-то Гайдай и сам любил покурить хорошие сигареты, но этот эпизод не был рекламой известно табачного бренда, а лишь шуткой, в которой как бы пересекались разные эпохи.
Не менее забавной была история появления в фильме авторучки со сменяемой картинкой, на которой женщина после переворачивания оставалась без одежды. Правда, зритель об этом мог только догадываться, так как пикантный крупный план ручки худсовет вырезал из фильма. Но, тем не менее, все понимали, о чём именно там шла речь.
Про этот эпизод тоже известно, что его придумал сам Куравлев, когда принес из дома такую ручку, чтобы повеселить на съёмках своих коллег. И тогда было решено вставить в фильм микроисторию о том, что Милославский якобы находит такую ручку в квартире Шпака, а позже дарит её шведскому послу.
Вроде бы мелочь, но согласитесь, что она запомнилась зрителям и заставила всех лишний раз улыбнуться.
В сцене с пачками денег, которые Милославский находит у Шпака, персонаж Леонида Куравлева призывает: «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе!» В одном из дублей актёр вполголоса добавил: «Если они у вас, конечно, есть». Гайдаю шутка очень понравилась, и импровизация Куравлева позже вошла в фильм.
Вообще все мошеннике в исполнении Леонида Куравлева всегда получались обаятельными и симпатичными. Вспомните в его исполнении Шуру Балаганова или Копчёного из фильма «Место встречи изменить нельзя». Как бы не был порочен его киногерой, актёру всегда удавалось вызывать если не симпатию, то, как минимум, сочувствие к его отрицательным персонажам.
Так и в «Иване Васильевиче» при всей порочной натуре вора и афериста, Милославский, например, остается настоящим патриотом, в отличие от Бунши, когда речь заходит о Кемской волости: «Да ты что, самозванец, казённые земли разбазариваешь?! Так никаких волостей не напасёшься!». Хотя в романе у Булгакова эту «Кемску волость» Милославскому совсем не жалко.
Поэтому даже отрицательные персонажи Куравлева всегда имеют особое обаяние, которое свойственно только этому великому артисту.
К сожалению, Леонид Вячеславович Куравлев ушёл от нас в начале этого года на 86-м году жизни.