Елена Юнгер известна нам как злая сестра Золушки, Анна, родная дочка мачехи, из старой сказки с Яниной Жеймо. Кроме этой роли, у неё было ещё несколько киноработ. Но главные свои роли Елена исполнила на театральной сцене. Было время, когда Елена Юнгер безраздельно царствовала в ленинградском Театре комедии.
Вокруг талантливой актрисы беспрестанно бушевали страсти, одни её обожали и называли иконой стиля, а другие ненавидели и обвиняли во всех грехах. Расскажем, почему актриса вызывала такие чувства.
Любовь к искусству — от отца
У отца маленькой Лены, Владимира Александровича, была вполне земная профессия, лишённая поэзии, — он был юристом. Но недаром его знал весь Ленинград как художника и поэта: он был очень творческим человеком, а дома у них постоянно гостили литераторы и живописцы. Елена вспоминала, что привыкла с детства видеть в квартире родителей Сергея Есенина, Анну Ахматову, Корнея Чуковского. Именно отцу она обязана своей любовью к искусству: Владимир Александрович часто брал дочку в театр и в Академию художеств. И, конечно, занимался воспитанием Лены. Главное, что она усвоила от отца: врать нельзя, врут только трусы! Отец умер очень рано, в 36 лет, но Елена запомнила его слова на всю жизнь.
Неукротимая Елена
Сама актриса называла себя «неукротимой»: буйство характера с детства доставляло ей и окружающим немало проблем. Повзрослев, Елена стала бороться с собственной «неукротимостью». Впрочем, эта черта, к которой добавилось упорство, помогла Елене достичь своей цели: стать актрисой. Елена хорошо понимала: она не блещет красотой, а значит, у неё не так уж много шансов стать театральной звездой. Но ей очень хотелось играть на сцене! И она принялась работать над собой.
Первым делом взялась за исправление голоса — он у неё от природы был слабым и писклявым. Нужно было придать ему глубину и музыкальность. 17-летняя Елена записалась в Школу русской драмы, с ней начала заниматься педагог Анна Радлова, — и ей удалось научить упрямую девушку искусству «красиво звучать». Каких трудов это стоило Елене, могла рассказать только она сама. Девушка занималась день и ночь, измучив домашних постоянными упражнениями. После Школы русской драмы последовала студия Юрия Завадского, и вот уже молодая актриса покоряет ленинградские театры: она сменила несколько сцен, прежде чем оказалась в Экспериментальной театральной мастерской. Ею руководил режиссёр Николай Акимов, и с тех пор жизнь Елены Юнгер была тесно связана с этим человеком.
Храм любви
Нет, это чувство нельзя было назвать любовью с первого взгляда. Юная актриса робко и с обожанием смотрела на своего наставника, Николай Акимов всё больше привязывался к способной ученице… Никаких подробностей об их совместной жизни, впрочем, неизвестно. Елена не считала возможным раскрывать интимные детали своей биографии. Это было свято и неприкосновенно, в этот храм любви недопустимо было впускать кого-то, кроме двоих.
В 1934 году Елена родила дочь Анну. Прошло ещё 11 лет, и все знакомые этой семьи были шокированы известием: у Николая Акимова родилась вторая дочь, Нина, и матерью её была не Елена, а другая женщина, — Лидия Вильвовская, актриса.
Роман с Чарли Чаплином?
Как оказалось, роман с Вильвовской у Акимова произошёл в то время, когда его жена находилась в Америке. Туда её пригласил режиссёр Михаил Калатозов: он представлял в США комитет кинематографии. Отъезд Елены Юнгер вызвал множество слухов: говорили, что у неё нежные отношения не то с Калатозовым, не то с самим Чарли Чаплином. Мол, её видели с Чаплином не раз: они танцевали и смеялись, а ещё легендарный режиссёр и актёр предлагал советской актрисе сняться в его фильме.
Впрочем, сама Елена всегда с возмущением опровергала подобные слухи. Единственное, что она подтверждала: да, она была знакома с Чарли, они симпатизировали друг другу, и он хотел её снимать, но ничего между ними не было, а сниматься в Америке ей запретило советское руководство. Актриса вернулась домой.
Обошлось без ревности
Узнав о том, что другая женщина родила от её мужа ребёнка, Елена не стала устраивать скандал. Ей было незнакомо это чувство — ревность. Она просто до беспамятства любила мужа. И точно знала: он её тоже любит. Этого было достаточно для счастья. К тому же Елена оставалась очень востребованной актрисой: у неё было множество ролей в Театре комедии, и муж не только ставил для неё спектакли, но и сам рисовал сценические костюмы, и оформлял декорации. Злые языки поговаривали о её бездарности: мол, все роли она получает только благодаря протекции мужа. Но ведь зрителя не обманешь!
Каждый спектакль — как первый
А зрители очень любили Елену Юнгер. Приезжали издалека, чтобы увидеть её в «Собаке на сене», «Тени», «Двенадцатой ночи»… А вот в кино она снималась гораздо реже. Кроме сестры в «Золушке» 1947 года, зрители могли видеть актрису в фильме «Овод» 1955-го, ещё она сыграла главную роль в фильме «Софья Ковалевская», а в «Зимней вишне 2» исполнила роль свекрови. Всего в её фильмографии полтора десятка работ. Елена Юнгер не стремилась блистать на экране — её любовью оставался театр. Сколько бы ни было лет актрисе, она каждый раз очень волновалась перед спектаклем.
Ей были важны самые первые минуты, которые помогали определить: принял её зритель или нет? Если Елена Владимировна чувствовала, что её принимают, дальше она играла окрылённая, на одном дыхании. Если ощущала холодок и недоверие — прикладывала все силы, чтобы растопить этот холодок, завоевать симпатии зала. Бывали у неё и провалы, как у каждого актёра. Она принимала их достойно. Просто продолжала идти дальше, стараясь играть всё лучше и лучше.
Писательница и переводчица
А ещё Елена Владимировна, прекрасно зная иностранные языки, переводила книги, в том числе — автобиографию Эдит Пиаф «Моя жизнь». Великолепный дар слова позволил актрисе самой написать две книги: «Всё это было, было, было» и «Друзей прекрасные черты». Елена Юнгер прожила долгую жизнь — почти 90 лет. И даже в преклонном возрасте продолжала тщательно следить за собой, на улице и дома носила изящную обувь на каблуках, никто не видел её «распустёхой».
С удовольствием принимала гостей — и так интересно рассказывала им о людях, с кем ей посчастливилось быть знакомой (она дружила даже с Фаиной Раневской!), что приглашённые чувствовали, будто они путешествуют в машине времени. Вот такой она была — актриса, которая запомнилась нам ролью злой Золушкиной сестры в старом кино с Яниной Жеймо.