В 70-х годах Савелий Крамаров имел невероятную популярность в СССР. В редких перерывах между съёмками он выступал перед трудовыми коллективами с творческими вечерами, за которыми по всей стране годами стояла очередь. Обычно он начинал с того, что совершенно серьёзным голосом говорил: «В кино я играю в основном жуликов, алкашей и придурков. Наверное, поэтому меня везде принимают как родного». И зал сразу взрывался от хохота!
Но люди из близкого окружения актёра знали, что в жизни он не имел ничего общего со своими персонажами. Крамаров был очень организованным и рассудительным человеком.
Он не курил, не пил спиртного и строго следил за диетой. Даже во время съёмочных командировок он всегда старался соблюдать правильный режим дня. Питался по часам, вовремя ложился спать, а каждое утро начинал с зарядки и контрастного душа.
С близкими он был серьёзным и заботливым человеком. Дома почти не шутил, говорил, что по юмору и смеху он перевыполняет план на работе.
Он мало с кем делился своими мыслями, и даже в семье никто толком не знал, что у него в голове. Будучи типичным интровертом, он всю жизнь вынужден был играть роль весёлого приятеля в компаниях друзей и коллег. Так было в СССР и так позже стало в США.
Незадолго до смерти он признался, что знаменитое письмо к американскому президенту не было искренним с его стороны. Он его рассматривал всего лишь как инструмент, чтобы получить поддержку для выезда в США.
Но самое интересное об актёре рассказала американская супруга уже после его смерти. Оказывается, незадолго до своей кончины, когда он уже точно знал, что это произойдёт, он рассказал ей об одной истории в Советском Союзе, которая могла бы изменить его судьбу. И тогда он, возможно, и не поехал бы в Америку.
Оказывается, он всегда мечтал о карьере драматического актёра. Но, как известно, его приглашали только на комические роли, которые он всегда исполнял с огромным успехом.
Вначале его тяготило однообразное амплуа, но позже он для себя придумал оправдание и таким ролям. На творческих вечерах он часто говорил, что смех продлевает жизнь человека, и это доказанный медицинский факт. Тогда получается, что он продлевает жизнь миллионам своих зрителей. А это уже была стоящая цель, чтобы посвятить ей свою жизнь.
Но, тем не менее, он мечтал быть именно драматическим актёром. И однажды его мечта чуть-чуть не сбылась.
В 1969 году он неожиданно для себя получил приглашение от режиссёра Владимира Фетина пройти пробы на роль Пикалова в фильме «Любовь Яровая». Прочитав сценарий, Савелий понял, что, возможно, это та дверь в драматическое кино, которая до этого была закрыта. А то, что он сможет блистательно сыграть такую роль, он не сомневался ни секунды. И вот тогда режиссёры увидят у него ту глубину таланта, которую нельзя было показать в предыдущих комических ролях.
Он с большим вдохновением принял это приглашение, очень старался на пробах, но режиссёр в итоге взял на роль другого актёра. Причем Фетин ему объяснил своё решение тем, что дело не в нём, а в зрителях. Потому что они уже вряд ли смогут воспринимать Крамарова в серьёзных ролях. А смех или даже улыбки зрителей будут не приемлемы по отношению к этому киногерою.
Отказ стал тяжёлым ударом для Крамарова. Именно тогда он впервые задумался о том, чтобы покинуть Советский Союз и начать свою карьеру в другом мире, где бы его ещё не знали как актёра-комика.
Но теперь известно, что и в Голливуде у него не сложилась та карьера, о которой он мечтал. Ролей было значительно меньше, чем в СССР, но и они тоже носили комедийный характер. Его мечта сыграть глубокую драматическую роль так и осталась несбывшейся мечтой. А смена страны ему в этом плане не помогла.
Другой «русский американец» Олег Видов, который был одним из последних, кто общался с ним в больнице, позже рассказывал, что Савелий, тем не менее, не жалел о своем переезде в США. Он жил на берегу океана, о чём всегда мечтал, и той жизнью, которой хотел. Потому что гонорары даже за небольшие роли в американском кино позволяли ему жить в бытовом плане вполне достойно. Ну а творческие «хотелки» постепенно притупились.
И всё же жаль, что в 1969 году он не получил шанс заявить о себе как о драматическом актёре. Возможно, наш кинематограф получил бы ещё одного универсального актёра уровня Леонова или Евстигнеева. И у него не было бы причин покидать страну. Но это всего лишь моё предположение.