Виктор Авилов — уникальный, харизматичный и самый загадочный актер театра и кино. Он не был красавцем в привычном смысле этого слова, обладал довольно своеобразной внешностью, но женщины сходили по нему с ума: его гипнотический взгляд, хриплый голос и невероятная харизма никого не оставляли равнодушным. Актер без профессионального образования играл на сцене так, что о спектаклях с его участием слагали легенды.
В этом выпуске я расскажу о том, как сложилась личная жизнь актера. Как водителю грузовика удалось сыграть более 30 ролей в кино и стать лучшим Воландом на сцене? Как вышло, что глубоко верующий Авилов увлекся экстрасенсорикой и верил в потусторонние силы? Почему актер считал, что смерть отвернулась от него и продолжал играть с ней в прятки?
Виктор родился 08.08.1953 года на окраине Москвы в семье рабочих. Он, как и его друзья из окрестных дворов, рос хулиганом и нередко прогуливал школу. Закончив 8 классов, юноша поступил в индустриальный техникум. В 1972 году сразу после получения диплома, его призвали в армию.
Отслужив положенные два года, Авилов устроился водителем МАЗа в автоколонне. Ни о каком театре или получении актерского образования молодой человек даже и не думал.
Его экстравагантная внешность никогда не мешала личной жизни. С своей первой супругой Татьяной Виктор дружил с 16-летнего возраста, а вернувшись из армии, сразу на ней женился. Правда этот брак оказался недолгим и бездетным.
В середине 70-х друг будущего актера познакомил Виктора со своим братом и молодым режиссёром Валерием Беляковичем, который создал любительский театр на юго-западе столицы и искал единомышленников. На протяжении четырех лет Авилов днем сидел за баранкой, а вечером репетировал или играл на сцене полуподвального помещения. Вот очень любопытный комментарий, рассказывающий о том периоде его жизни:
«У меня с Авиловым связано одно из ярчайших воспоминаний детства. С отцом приехали в молодой ещё тогда Театр на Юго-Западе. Тогда было довольно экзотично прийти в театр, расположенный в спальном районе в полуподвале жилого дома. Припарковались за самосвалом. Из самосвала выходит мужичок и заходит за нами в театр. Начался спектакль. На сцену вышел тот самый водитель самосвала. Я сидел с ног до головы в культурном шоке», — вспоминает пользователь Tubthumhing
Только с 1979 года, когда Театр на Юго-Западе получил профессиональный статус, Виктор оставил профессию водителя и целиком отдался актерству.
В начале 80-х в театр пришла молодая актриса Галина Галкина, которая не смогла устоять перед обаянием Виктора и стала его второй женой. Вскоре она подарила мужу двоих дочерей: Анну и Ольгу.
Старшая дочь Анна не пошла по стопам отца, а младшая, получив актерское образование, в 2003-м году была принята в труппу Театра на Юго-Западе. Ольга Авилова — больше театральная актриса, однако за ее плечами уже 11 киноработ.
Когда в конце 80-х Георгий Юнгвальд-Хилькевич приступил к экранизации романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Режиссер не сомневался, что главную роль будет играть Михаил «Каналья» Боярский, и даже утвердил его, но увидев Авилова в роли Гамлета на сцене, режиссер передумал.
«Он приглашал меня сниматься на главную роль, но вызвал меня и сказал: «Мишка, понимаешь, я нашел парня потрясающего — Виктора Авилова. Посмотри на него и скажи, какие у тебя впечатления», — вспоминал Михаил Боярский.
Боярский отправился за кулисы Театра на Юго-Западе, и Авилов буквально прожег его взглядом. Тогда актер понял: роль мстителя однозначно должна принадлежать Виктору. В итоге Михаил Сергеевич сыграет в фильме врага графа Монте-Кристо — Фернана Мондего (графа де Морсер).
Надира Мирзаева, исполнившая в «Узнике замка Иф» (1988) роль наложницы Гайде (впоследствии стала женой режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича), так вспоминала о Викторе Авилове:
«Он в жизни был очень некрасивый человек: достаточно блеклый, и глаза такие — на выкате, нос острый длинный. Но когда он выходил на сцену и начинал играть, это был необыкновенно красивый человек, он прямо затягивал. Юра увидел его в роли Гамлета и подумал, что это настоящий граф Монте-Кристо».
Также Надира уверяет, что в Витю была влюблена половина съемочной группы, его обожали женщины и многочисленные поклонницы. Говорят, что такому успеху Авилова у слабого пола завидовал даже признанный красавец того времени «Д’Артаньян» — Михаил Боярский:
«Более отрицательной рожи, чем у него, вроде бы, и не найти, но в нем столько обаяния, что женщины от него млели. Каким образом это ему удавалось?»
На съемках фильма «Искусство жить в Одессе» (1989) Авилов влюбился в 18-летнюю помощницу по костюмам Ларису. Несмотря на новую влюбленность, из семьи Виктор уходил с тяжелым сердцем — чувствовал себя предателем, ведь с Галиной он прожил долгие 15 лет. Кроме того, бывшая супруга осталась работать с ним в одном театре. Виделись они чуть ли не каждый день, что служило Виктору немым укором.
Одним из самых ярких персонажей, сыгранных Виктором Авиловым, оказался Воланд в спектакле «Мастер и Маргарита» (1993). Британские критики назвали актера «Лучшим Гамлетом за 400 лет», а свидетели утверждали, что Виктор в этой роли переиграл и Смоктуновского, и Высоцкого. Возможно не зря образ Гамлета называют роковым, ведь известно немало случаев, когда именно после исполнения этой роли жизнь актеров менялась, а то и вовсе обрывалась.
Но Авилову было не впервой: в мистическом триллере «Господин оформитель» он сыграл художника, который пытался победить смерть, затем — бесстрашного графа Монте-Кристо. Но, как оказалось, роль мага Волонда подходила Виктору Авилову как нельзя лучше, потому что он сам обладал экстрасенсорными способностями, увлекался магией, владел гипнозом, призывал на помощь потусторонние силы и даже лечил людей.
Любовь Жильченко, которая всю жизнь работает в буфете Театра на Юго-Западе, уверена, что именно она приобщила Авилова к мистике. Именно буфетчица познакомила его с гуру Валерием Аверьяновым. Духовный наставник вспоминал, что Виктор прекрасно знал о своих телепатических способностях, наличие которых подтвердили даже в институте мозга.
В 90-х у Аверьянова было много последователей, но в 2000-х его общество, в которое входил и Авилов, признали сектой. К тому времени учитель смог убедить Виктора, что он — потомок самого Иисуса Христа.
Каким образом актеру удавалось совмещать веру в бога и в потусторонние силы, остается загадкой, но утверждают, что именно это привело Авилова к гибели.
В 1995 году Авилов вместе с Театром-студией на Юго-Западе отправился на гастроли в Германию. Играли «Мастера и Маргариту». За сорок минут до начала спектакля актер почувствовал себя плохо. Врачи диагностировали запущенную язву желудка. В машине скорой помощи сердце актера остановилось, но медикам удалось запустить его снова.
Когда Авилов пришел в себя и, вроде бы, стал поправляться, начались осложнения. Сердце снова не выдержало, но врачам и на этот раз удалось вернуть его к жизни. Обычно в таких случаях говорят: «смерть от него отвернулась», это значит, что человек доживет до глубокой старости. И Виктор Авилов стал верить в это…
Доктора убедили актера, что пожить получится, надо только отказаться от алкоголя, с которым Авилов подружился еще во время работы на автобазе, а позже, после каждого спектакля пил в гримерке, чтобы выйти из образа. Виктор уверял, что не может уснуть, его преследовала роль Воланда, однако он действительно какое-то время не пил.
Спустя четыре года Авилов простудился и долго не мог вылечиться от сильного кашля. Прошел обследование — оказалось, туберкулез. Актер всегда был худым, но тогда выглядел совсем истощенным. Два года он лечился, после чего ему стало лучше. «В наше время от чахотки не умирают», — повторял он.
Может, поэтому, как только врачи отпустили актера домой, он тут же закрыл глаза на все рекомендации, ведь жизнь била ключом. Авилов создал свою актерскую школу при театре, попробовал выступить режиссером-постановщиком, постоянно гастролировал, активно снимался и играл на сцене.
Зрители аплодировали Авилову, восхищаясь его игрой, но все чаще обращали внимание, что актер выглядит изможденным. Он уже был болен, но о своем диагнозе не знал, думая что это опять дает о себе знать язва желудка. Чувствуя, что силы покидают его, Виктор стал ревновать свою молодую жену и снова обратился к своему «лекарству», которое было противопоказано.
Свой точный приговор Авилов узнал всего за несколько месяцев до кончины. В июне 2004 года артист вернулся с гастролей в Израиле и пожаловался супруге Ларисе на то, что его мучают сильные боли в спине. Виктор Васильевич успокаивал себя тем, что застудил мышцы. В кабинет к специалисту он пришел уже чуть ли не ползком, когда терпеть боль стало совсем невозможно.
Оказалось — онкология, и началось это 9 лет назад. Узнав правду, Авилов решил не опускать руки. «Я задавлю её, гадину!» — не раз говорил он о недуге, словно бросая ему вызов. Вместе с женой они рассылали письма в известные зарубежные клиники, но врачи утверждали, что случай безнадежный, спасет только чудо.
Видимо, чуда ждал и сам Авилов, потому что решился на сомнительное лечения «сибирского целителя». Перед тем, как лететь к нему, он попросил отвезти его к бывшей жене Галине Галкиной, чтобы попросить у нее прощения.
В Новосибирск актер летел еле живой. Больше месяца длилось странное лечение: кровь больного нагревали почти до шестидесяти градусов, что по расчету «медика» должно было привести к гибели «злосчастных» клеток.
Накануне ухода Виктора Авилова из жизни Ларисе приснился странный сон: муж поднимался по лестнице в красивой белой рубашке с улыбкой на лице. Будучи странно довольным он произнес: «Я иду играть, я на сцену!» На следующий день (21 августа 2004) актера не стало. 8 августа Виктору Авилову исполнился 51 год.
Актера похоронили в Москве на Востряковском кладбище. На его могиле установлен памятник работы известного скульптора Дмитрия Тугаринова.
Виктор Авилов — самобытный, уникальный, ни на кого не похожий актер с необычной внешностью, которому были подвластны любые роли. Безумно жаль, что он буквально сжег себя, хотя, возможно, он и знал о том, что ему суждено уйти из жизни рано, поэтому старался успеть как можно больше. Светлая память…