Друзья, вчера мы с вами вспоминали выдающегося режиссера Эльдара Александровича Рязанова. А 19 ноября исполнилось бы 101 год Эмилю (Эммануэлю) Вениаминовичу Брагинскому, другу и соавтору сценариев многих фильмов Рязанова. Эльдар и Эмиль отмечали день рождения практически в один день. Разница в возрасте составляла 6 лет и один день.
Брагинский родился в семье, в которой не было писателей. С ранних лет он развивал в себе талант и считался настоящим самородком. Родители Эмиля были потомственными врачами. Когда мальчику едва исполнилось 10 лет, ушла из жизни его мать. Отец создал новую семью, поэтому у него не было времени на то, чтобы заниматься воспитанием сына. Эмилю ничего не оставалось, как пойти к старшей сестре в коммунальную квартиру, где помимо нее, было еще 33 соседа. Здесь тоже подросток был предоставлен сам себе. Главным увлечением стала литература. Еще в начальной школе он начал писать свои первые рассказы, однако о том, чтобы после школы продолжить специализированное обучение, не шло даже речи. Дело в том, что он попросту не догадывался о существовании Литературного вуза. В результате он поступил в медицинский вуз, а затем перешел в юридический, который и окончил.
Начавшаяся война внесла коррективы в жизнь молодого человека. Эмиль отправился на строительство оборонительных сооружений. Именно там он получил серьезную травму, поэтому был отправлен в Среднюю Азию, чтобы поправить здоровье. Уже потом он устроился в военный госпиталь. Когда выдавалась свободная минутка, он начал играть в шахматы. Очень скоро это занятие превратилось в новое увлечение. Но про свою главную страсть, литературу, он никогда не забывал.
Путь к профессии начался с журналистики. Одним из его первых литературных очерков, который попал в печать, был репортаж с шахматного турнира. Именно это обстоятельство способствовало тому, что начинающего журналиста пригласили в одно столичное издание. Эмиль писал статьи о культуре, искусстве, спорте.
В конце войны Брагинского пригласили в ряды штатных сотрудников знаменитого журнала «Огонек». Для этого издания он писал небольшие очерки об известных художниках. С этого момента начался новый этап в его жизни. Параллельно он продолжал заниматься литературой, писал рассказы, которые посылал в различные издания. Но на протяжении долгого времени все его рукописи возвращались назад. Единственным местом, где на тот момент оценили его талант, стала главная киностудия страны. Именно здесь вышли картины, написанные по его сценарию. В их числе «Мексиканец» и «Василий Суриков». Однако настоящую известность он получил благодаря сотрудничеству с Эльдаром Рязановым.
Их познакомил главред «Мосфильма» Юрий Шевкуненко, после просмотра в Театре Станиславского пьесы «Раскрытое окно», которую написал Брагинский. Они пишут сценарий, а потом и повесть «Берегись автомобиля!». Когда на экраны вышел фильм с одноименным названием , часто писали о том, что в его основу легли реальные факты из милицейской хроники. Якобы такой современный Робин Гуд действительно существовал. Он угонял машины у людей, живущих на «нетрудовые доходы», и перечислял вырученные за них средства в детские дома. Именно такую историю авторы слышали и в Москве, и в Ленинграде, и в Одессе. И в каждом из городов «очевидцы» утверждали, что это происходило именно у них.
Спустя годы Рязанов раскрыл тайну: на самом деле эта история оказалась вымышленной. Они с Брагинским занялись поисками реального прототипа, но ни в газетах, ни среди судебных дел не нашли ничего похожего. Но поскольку эта легенда стала очень популярной в народе, и люди в нее искренне верили, авторы решили, что это – отличный сюжет для фильма, и взяли эту легенду за основу сценария. А у главного героя Юрия Деточкина действительно были прототипы: Дон Кихот, Чарли Чаплин и князь Мышкин.
В какой-то момент Рязанов и Брагинский осознают, что им интересно и комфортно творить вместе. Обычно тандем работал прямо на «Мосфильме» или у кого-то дома. Как правило, один из них в этот момент ложился на диван, а другой садился к столу за печатную машинку.
Творческий дуэт рождал один киношлягер за другим. «Ирония судьбы, или с легким паром!», «Служебный роман» (выросший из их пьесы «Сослуживцы»), «Вокзал для двоих», «Гараж» и другие. Позже авторы жалели, что не начали сотрудничать на 10 лет раньше, ведь были знакомы уже давно. Они отлично дополняли друг друга, всегда работали сообща и были абсолютно равноправны в своем творчестве. У них было правило обоюдного вето: каждый из них мог «наложить вето» на любую реплику и сюжетный ход. В результате оставалось только то, что устраивало обоих. Это помогало избежать конфликтов, и за 35 лет работы вдвоем они ни разу не поссорились!
Основой сценариев часто становились анекдотические случаи, которые происходили в реальной жизни с их знакомыми. Так, например, пьеса «С легким паром!» родилась после того, как им рассказали такую историю: один человек после бани забежал к приятелям, которые что-то шумно праздновали. Они крепко выпили и решили подшутить над уснувшим другом: погрузили его в поезд и отправили в Ленинград. Очнулся он только там. Все остальные приключения героя в другом городе были плодом фантазии Брагинского и Рязанова. Так родился Женя Лукашин.
Рязанов и Брагинский написали совместную шуточную автобиографию, в которой так рассказывали о начале своего сотрудничества:
«Когда Брагинский и Рязанов встретились, то установили, что они совершенно непохожи друг на друга – ни внешне, ни внутренне. Это их объединило, и они написали сценарий, а потом и повесть «Берегись автомобиля!». Во время работы они с удовольствием обнаружили, что отлично ладят друг с другом, и решили продолжать в том же духе. Так появился некто с двойной фамилией Брагинский-Рязанов»
Сценариста Эмиля Брагинского – называют последним идеалистом советского кино. Ведь он не уставал жаловаться на дефицит добра в современных фильмах и делал все, чтобы это добро приумножать в придуманных им картинах.