Сейчас уже не все помнят, но самой первой Аксиньей в истории кино стала не Элина Быстрицкая, а Эмма Цесарская. В период до 40-х годов эта актриса была не менее популярной, чем Любовь Орлова. Но слава слишком быстро обернулась забвением.
Эмма Цесарская мечтала стать пианисткой, но стала звездой экрана. Она родилась в 1909 году в Екатеринославе, а в 16 лет приехала в Москву: родственники посоветовали ей поступить в киношколу. Через пару лет Цесарская пришла на пробы к массовке, но её заметили и сразу дали первую главную роль.
А в 1931 году Цесарская прославилась ролью Аксиньи в «Тихом Доне». Зрители поверить не могли, что на самом деле Эмма не казачка. Да и о деревенской жизни знала только понаслышке: актриса выросла в семье инженера. После премьеры фильма Цесарская стала звездой мгновенно.
В неё были влюблены коллеги-актёры, маршалы, чиновники и даже сам автор «Тихого Дона» Шолохов. А однажды американский режиссёр приехал в СССР специально ради Цесарской, мечтая увезти её в Штаты и сделать мировой звездой. Говорят, был роман. Но недолгий.
О Цесарской восторженно говорила европейская и американская пресса: фильмы с её участием показывали по всему миру. И она получала всё новые и новые роли. Но в 1937 году муж Эммы Цесарской, работник НKВД Макс Станиславский, попал под чистки.
Его увезли в неизвестном направлении: больше Макса актриса не видела. А через пару дней Цесарскую с маленьким ребёнком выселили из роскошной квартиры в барак. Вопрос с жильём решили: Эмма переехала к маме и брату. А вот над её карьерой сгущались тучи.
«Я даже выйти на улицу боялась. Вокруг меня сразу появлялась толпа. Все спрашивали: куда же я пропала, почему не снимаюсь?» — говорила актриса.
Цесарскую перестали снимать и даже остановили работу над фильмом, в котором уже была занята актриса. Только через два года писатель Шолохов смог вернуть Эмму на экраны по ходатайству, в котором призвал «не терять такую актрису».
Так, в 1939 году Цесарская сыграла одну из главных ролей в фильме «Девушка с характером». Кстати, Шолохов мечтал снять свою фаворитку в новой версии «Тихого Дона». Не случилось.
С каждым годом роли в кино стали менее значительными. Правда, были яркие работы в картинах «Освобождённая земля» и «Майская ночь». Но, начиная с 50-х, бывшую приму советского кино неумолимо переводили на роли буфетчиц.
Есть свидетельства, что в 1957-м Цесарская пробовалась на роль в новом «Тихом Доне». Но ей отказали по возрасту, и так Элина Быстрицкая стала самой известной Аксиньей, перекрыв былой успех Эммы Цесарской.
В последний раз актриса появилась на экране в 1965 году. Тогда она ещё играла в Центральной студии киноактёра. А с середины 60-х Цесарская вела уединённый образ жизни: актрисы не стало только в 1990 году. Но к тому моменту зрители уже успели забыть о ней.