18 марта, свой 71-й день рождения праздновал народный артист Александр Трофимов. Его имя широко известно благодаря роли кардинала Ришелье в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Этот образ стал неповторимым и уникальным благодаря Трофимову. Но мало, кто знает, что он получил эту роль совершенно случайно.
Образование и начало карьеры
Будущий актер родился в Москве 18. 03.1952 г. Его семья не была связана с миром искусства, и сам он три курса проучился в техникуме, но потом увлекся самодеятельностью и попал в студию под руководством бывшего актера Малого театра. Тот оценил его талант и посоветовал ему поступать в Щукинское училище. Трофимов послушал совет и с первого раза стал студентом этого престижного заведения. После окончания училища он попал в труппу Юрия Любимова, руководителя знаменитого театра на Таганке. И это стало началом его звездной карьеры.
Любимов доверил ему роль Иешуа в постановке «Мастера и Маргариты». Это был верный ход: игра Трофимова поразила всех ценителей театрального искусства (он играл ее на протяжении 35 лет, пока сам не решил передать ее молодому коллеге).
Трофимов быстро получил признание, а спустя пять лет блестяще сыграл в «Преступлении и наказании», где исполнил Раскольникова, а Владимир Высоцкий — Свидригайлова.
Съемки в кино
Спектакль «Мастер и Маргарита» вызвал огромный отклик у публики. О нем заговорили не только в столице, но и во всей стране. И благодаря этому успеху 26-летний актер Александр Трофимов получил предложение сыграть в фильме про мушкетеров. Изначально ему хотели дать роль Рошфора, и он к ней готовился. Но когда актер приехал в Одессу, где находилась киностудия, то узнал, что роль уже досталась Борису Клюеву.
Трофимову предложили вместо этой роли попробовать сыграть религиозного фанатика Фельтона и дали лист с текстом. Он сидел и ждал, когда до него дойдет очередь, и в это время его попросили помочь Клюеву, которому нужно было изобразить сцену с кардиналом.
Вся эта ситуация с ролями немного обескуражила актера, и он уже был слегка на нервах, поэтому произнес диалог с Рошфором с особым «чувством собственного достоинства». В интервью он признавался, что не старался особенно, но как только надел мантию, то почувствовал уверенность и как-то проникся образом спокойного и высокомерного Ришелье. Он читал текст с листа, который видел впервые. А потом поднял голову и увидел, что все съемочная команда собралась вокруг него.
Его попадание в образ поразил Георгия Юнгвальда-Хилькевича. И он сказал: «Завтра проведем еще специальные пробы и вы будете играть Ришелье!». Но решение об утверждении актеров принимали не на месте, а в Москве, и его кандидатура не устроила начальство. Говорили, что он никому не известен и не имеет опыта работы в кино. Но Юнгвальд-Хилькевич очень хотел видеть именно Трофимова в этой роли и смог настоять на своем выборе.
Единственное, что ему не разрешили сделать – это озвучить Ришелье самостоятельно, поэтому за него говорит другой актер — Михаил Казаков, который изначально должен был исполнить эту роль. Его интонации и скорость речи оказались более подходящими для такой важной исторической личности. Но в дуэте с Алисой Фрейндлих актер пел самостоятельно.
Трофимову было комфортно работать с режиссером на съемках. Юнгвальд-Хилькевич давал актерам свободу творчества, и когда Трофимов предлагал свой подход к произношению текста, это, как правило, устраивало режиссера.
Единственной сложностью было то, что актеру приходилось совмещать игру в театре со съемками. Он летал из Москвы в Одессу или Львов, и тут же переключался из образа Иешуа в кардинала.
Трофимов также отметился своими работами в фильмах Михаила Швейцера, и они стали его самыми любимыми киноролями. Актер играл так убедительно и эмоционально, что затмевал даже главных героев. Он создал незабываемый образ Николая Гоголя в «Мертвых душах» и восхитил всех своим сходством со знаменитым писателем.
В 1987 году Леонид Нечаев позвал его в свой фильм «Питер Пэн». Актер отлично сыграл Капитана Крюка. Этот образ был совершенно не похож на его предыдущие киноперсонажи и стал одним из самых запоминающихся в его фильмографии, которая насчитывает 26 картин.
Сегодняшняя жизнь актера
В свои годы Александр Трофимов продолжает служить в театре на Таганке. Сейчас он играет там роль Мороза в новой версии пьесы «Снегурочка». По его словам, когда-то этот театр был для него как родная семья. Но сейчас он чувствует себя в нем посторонним и бывает там редко. Все изменилось и кажется чужим: сцена, гримёрные, коллектив. Осталось лишь несколько старых друзей из актеров.
По его признанию, он мало работает из-за определенных причин, одной из которых стала смена руководства театра. Трофимов говорит, что после этого ему предлагали только несколько малоинтересных ролей. В кино он тоже давно не снимался. Его последняя работа была в 2014 году в кинофильме «На дне».
О жене актера ничего не известно, но у него есть 34-летний сын Алексей, он тоже выпускник Щукинского училища и уже 11 лет служит в театре Моссовета. В кино он снимается редко, в 2022 году он сыграл главную роль в фильме-фентези «Тайна амулета», а сейчас задействован в съемках картины «Хор» .
Александр Трофимов очень любит своего сына, гордится тем, каким он вырос, и общение с ним — это единственная настоящая для него радость. Также он любит проводить время и со своими внуками. А еще актер не может жить без отдыха в деревне, где когда-то купил старый домик и полностью собственноручно его переделал. Из деревни он возвращается с зарядом энергии и бодрости.
Мы желаем Александру Алексеевичу крепкого здоровья, душевного равновесия и интересных проектов от режиссеров!