Многим из нас он знаком, прежде всего, как профессор-археолог из кинокомедии «Джентльмены удачи». Однако свой путь в актерской профессии Эраст Гарин начинал на театральной сцене и в 25 лет уже был знаменитостью в столичных театральных кругах. В своем деле он был настоящим универсалом – актер, режиссер, сценарист, постановщик радиопередач. Озвучивал мультипликационных персонажей. Он мог бы сыграть еще много спектаклей и киноролей, если бы ни несчастный случай, испортивший ему карьеру.
Добровольцем – в Красную армию
Будущий артист родился в Рязани, в семье лесничего Павла Герасимова и домохозяйки Марии Гариной. Семейство не бедствовало. И сам Эраст, и его сестра Татьяна с детства были обеспечены всем необходимым. Помимо городской квартиры Герасимовы имели в собственности деревенский дом. Детвора проводила там довольно много времени.
Эраст был очень увлекающимся мальчишкой. В детстве обожал цирк. Родители водили туда мальчика всякий раз, когда приезжие артисты давали в городе представление. Позже, уже в юношеской гимназии он подружился с сыном владельца единственного в городе кинотеатра. Друг делился с ним пленками, а Эраст вечера напролет просматривал их на своем домашнем проекторе.
В старших классах главным его увлечением стал театр. Юноша не пропускал ни одной новой постановки в местном театре. Именно тогда он решил, что когда-нибудь и сам выйдет на сцену. И после окончания гимназии действительно отправился к художественному руководителю. Но настырного юношу взяли лишь в качестве статиста. Он играл второстепенные роли, где зачастую и слов-то не было.
А тут грянула революция. Вслед за ней в стране началась гражданская война. Эраст записался добровольцем в Красную армию. Но на фронт его не взяли. Вместо этого он патрулировал улицы в родной Рязани, занимался охраной правопорядка. Заодно – участвовал в постановках гарнизонного театра. Начальство оценило артистические способности паренька и отправило его в Москву.
Путь на театральные подмостки
Эраст попал в первый в Красной армии театр самодеятельности. И с головой окунулся в столичный актерский мир. Посещал лекции по истории театрального искусства, изучал систему Станиславского. Вскоре стал получать в театре первые серьезные роли. Именно тогда в качестве сценического псевдонима он взял себе девичью фамилию матери. И именно под этой фамилией вошел в историю отечественного театра, а позже – и кинематографа.
Ролей в его послужном списке становилось все больше. И вот однажды на одном из спектаклей молодого актера заметил знаменитый театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. После спектакля он подошел к Гарину за кулисами посоветовал продолжить учебу. Мол, скоро в Москве откроются режиссерские курсы – приходите.
В 1921 году Гарин поступил в Государственную высшую режиссерскую мастерскую, которой руководил Мейерхольд. На первом курсе изучал гимнастику, акробатику, танцы и сценическое мастерство. А со второго курса, как один из самых талантливых учеников, стал участвовать в постановках своего наставника.
Вначале это были маленькие роли – иногда даже несколько в одном спектакле. Но постепенно Мейерхольд выдвигал своего ученика вперед. Гарин стал играть в постановках русской классики. Играл Хлестакова, Чацкого, с надрывом читал со сцены стихи Сергея Есенина. И постепенно становился театральной звездой. При этом уже тогда занимался радиопостановками.
А в 1934 году Гарин дебютировал в кино. Режиссер Александр Файнциммер пригласил его на роль адъютанта Каблукова в свою историческую комедию «Поручик Киже». Дебют получился очень удачным. После этого предложения последовали и от других кинорежиссеров. Но Гарин тогда предпочел театр. И уехал на гастроли в Сибирь.
Но через несколько лет случилось непредвиденное. В 1938 году по обвинению в контрреволюционной деятельности был арестован Мейерхольд. Театр закрыли, а его самого расстреляли. После этого Гарин принял приглашение ленинградского Театра комедии и занял пост режиссера. За многие годы работы Эраст Павлович сотрудничал со многими театрами – и как актер, и в качестве режиссера. За какую бы постановку он ни брался, в каком бы спектакле ни участвовал, коллеги всегда отмечали его яркий талант.
От славы к забвению
Еще до войны Гарин все больше погружался и в мир кино. Так, в 1940 году он сыграл в мюзикле «Музыкальная история», и за свою роль получил Сталинскую премию. А одним из самых известных послевоенных фильмов с участием Гарина стала сказка «Золушка», где актер сыграл короля.
Гарину по плечу были самые разные роли и жанры. Он снялся у Эльдара Рязанова в комедийной мелодраме «Девушка без адреса». Сыграл в военной драме Леонида Трауберга «Шли солдаты». Иногда и сам выступал в качестве режиссера. Так, в 1964 году он поставил фильм по одноименной пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», где снова изобразил короля. Позже свою версию этого произведения экранизирует Марк Захаров. Но это уже будет совсем другая история.
И в кино, и в театре Эраст Гарин был нарасхват. Он мог бы сыграть еще много ролей, и поставить массу спектаклей и фильмов. Но в 1966 году с ним произошло несчастье. Возвращаясь после окончания съемок фильма «Веселые Расплюевские дни», Гарин попал в аварию и получил серьезную травму. Он лишился глаза. А после операции стал плохо видеть вторым.
После этого его карьера пошла на спад. Эраста Павловича больше не приглашали в спектакли, почти перестали звать в кино. Актер довольствовался эпизодическими ролями. Основной его работой в последние годы жизни стало озвучивание персонажей мультфильмов. Помните ослика Иа из мультика про Винни-Пуха? Знакомый по многим кинокартинам голос звучал по-настоящему печально.
А одна из его последних ярких киноработ – роль профессора в комедии «Джентльмены удачи». Именно этой ролью он и запомнился большинству из нас. На экране его персонаж получился очень забавным. Но в реальной жизни актер все больше погружался в депрессию. Чувствовал себя одиноким и всеми забытым.
С женами актеру везло
Неожиданные зигзаги были и в личной жизни артиста. Еще в начале 20-х годов студентом Эраст познакомился с однокурсницей Хесей Локшиной. Молодые люди не стали терять время и уже через несколько месяцев поженились. Локшина стала для Гарина не только женой, но и коллегой, соратницей. Они вместе писали сценарии, ставили спектакли, а позже и фильмы.
Но спустя 13 лет брак дал трещину. Актер встретил писательницу и литературоведа Любовь Фейгельман (Рудневу). В новой семье родилась дочь Ольга. Однако второй брак оказался недолгим – пара прожила вместе всего шесть лет. Гарин вернулся к своей первой жене, попросив прощения. И женщина его простила и приняла. После этого они уже не расставались. Прожили душа в душу до самой старости. Эраст Павлович потом часто говорил, что ему очень повезло с обеими женами. И с большой теплотой отзывался о каждой.
Последние месяцы жизни постаревший актер уединился в своем доме в Рязани. Никого не хотел видеть, ни с кем из родных и близких не общался, все больше уходил в себя. Казалось, он полностью утратил интерес ко всему. А осенью 1980 года его не стало. Его супруга Хеся Александровна Локшина пережила своего мужа всего на два года.