14 апреля 1969 года она вышла на сцену получать статуэтку «Оскар».
27 — летняя Людмила Савельева очень волновалась. Тысячи зрителей, сотни кинокамер. Позже она вспоминала, как одна американка, которая делала ей прическу, сказала: «Если ваша «Война и мир» не получит «Оскар», значит, нет справедливости!».
Справедливость есть! На 41 -ом по счету вручении кинопремии «Оскар», в категории «Лучший фильм на иностранном языке», главный приз достался исторической драме Сергея Бондарчука «Война и мир».
И соперники у нашей картины в тот год были достойные — фильм «Бал пожарных» ( Милоша Формана), итальянская комедия Марио Моричелли «Не промахнись, Ассунта!», французская комедия Франсуа Трюффо «Украденные поцелуи» и венгерская драма «Мальчишки с улицы Пала».
В то же году «Война и мир» была удостоена в США и Премии «Золотой глобус», в номинации за лучший фильм на иностранном языке.
Не в обиду создателям этих достойных фильмов, «Война и мир» — это кино совсем другого уровня. Эпическая, историческая драма с батальными сценами, одна из самых дорогих картин в истории мирового кинематографа, которую Бондарчук снимал почти шесть лет. Бюджет всей киноэпопеи — сто миллионов долларов. И это в то время… Что говорить о костюмах, о филигранной точности, которую помогли соблюсти почти тридцать консультантов. А актеры…
Но вернемся к награждению. Сразу уточню, что на церемонию в Америку Сергей Федорович Бондарчук не мог приехать, так как в тот год он снимал в Италии фильм «Ватерлоо».
Как правило, за то, как за рубежом будут выглядеть советские артисты лично отвечала министр культуры Екатерина Фурцева. Она давала им разрешения на пошив нарядов в спецателье ЦК, помогала достать приличную обувь, украшения. Наши должны быть не хуже других!
Но как позже рассказывала Людмила Савельева, с белым платьем, в котором она получала статуэтку, ей помогли американцы. Долгие годы оно потом у нее висело в шкафу, а потом она его отдала одной из подружек. Сама она называла это платье «Унесённые ветром».
А о том памятном апрельском дне она вспоминала так:
«С высокой прической, в белом платье я сидела в зале, дрожала, и когда объявили, что премию получает наш фильм, я взлетела на сцену и думала, что непременно упаду оттуда. Награду мне вручал Грегори Пек. Поначалу все поздравляли, обрывали телефоны, но все изменилось, как только я вернулась в страну. Меня встретили в аэропорту какие-то одинаково мрачные чиновники, сразу забрали статуэтку и буркнули, что, мол, в СССР есть свои достойные премии».
« Оскар» актрисе вручали голливудские актрисы Джейн Фонда и Натали Вуд. Вручая статуэтку Савельевой, Натали Вуд, родители которой были эмигрантами из России, заговорила с ней по-русски. Савельева рассказала, что ее маленькую дочку тоже зовут Наташей.
«Но вы такая молодая!» — воскликнула Вуд.
«Я уже голосую!», — пошутила Савельева.
Правда, никто ее шутку про голосвание в зале не понял…
А после этого с фильмом «Война и мир» Людмила Савельева посетила десятки стран. Картину надо было продвигать. Она отправилась в большое рекламное турне по всему миру. И везде публика ее принимала восторженно.
Наташа Ростова тогда была легендой! Портреты Савельевой были на обложках журналов, на первых полосах газет. В Японии даже 1972 год был объявлен годом Наташи Ростовой. Имя Наташа стало популярным во всем мире.
После этого Людмиле Савельевой поступали десятки предложений от режиссёров из разных стран. Но за нее отвечали чиновники из Министерства культуры.
Мол, данная актриса ужасно занята и не может принять ваше предложение. Правда, ей все же потом разрешили сняться во французско-итальянском фильме «Подсолнухи», где актриса встретилась на съемочной площадке с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен.
Сама актриса позже призналась, что не смогла бы жить в другой стране, кроме России. А на вопрос — почему она не так часто снималась в кино, она ответила так: «Один режиссёр, помню, предлагал роль. Что за роль? Он объяснил просто: «Это как бы Наташа Ростова плюс немножко юмора». Как вы думаете, могла я согласиться на съемки в таком фильме?