Жизнь соавтора «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка» была полна приключений и загадок. В ней были всемирная слава, крепкая дружба, настоящая любовь и несколько необъяснимых мистических случаев.
Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения писателя.
Зелёный фургон
В послереволюционной Одессе Женя Катаев (псевдоним Петров он взял позже, чтобы его не путали со старшим братом, Валентином Катаевым) работал инспектором уголовного розыска. Он только-только окончил гимназию, и был уверен, что скоро погибнет. «Я считал, что жить мне осталось дня три, четыре, ну максимум неделя. Привык к этой мысли и никогда не строил никаких планов. Я не сомневался, что во что бы то ни стало должен погибнуть для счастья будущих поколений».
Если бы Евгению сказали, что довольно скоро он станет всемирно известным писателем, он очень бы удивился. Слава, любовь, семья, путешествия, романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» – все это было впереди, как и псевдоним Евгений Петров.
Пока что в его жизнь была опасной и беспокойной. Как-то брали банду. Евгений распахнул дверь на чердак и замер – главарь банды целился прямо в него. В бандите Женя узнал своего однокашника, восходящую звезду одесского футбола Сашу Козачинского. Козачинский не выстрелил в друга – сдался. А Евгений потом добился, чтобы смертельный приговор для Козасинского заменили тюремным заключением.
Когда Козачинский вышел из тюрьмы, Петров, тогда уже сотрудник московской газеты «Гудок», перетащил его в Москву. Козачинский стал известным и очень авторитетным экономическим журналистом и написал свою единственную повесть «Зеленый фургон». В ней осведомленные читатели без труда узнали в молодом начальнике милиции Володе Патрикееве Евгения Петрова, а в Красавчике – самого Козачинского. Повесть много раз переиздавалась, а в 1983 году на Одесской киностудии по ней был снят великолепный фильм с Дмитрием Харатьяном в главной роли.
Бутырка
Валентин Катаев беспокоился за младшего брата и перетащил его в Москву. Евгений приехал, но писательской или журналистской карьерой не заинтересовался вообще. Неожиданно для всех устроился надзирателем в знаменитую Бутырку.
Валентина Петровича это приводило в бешенство: «Мой родной брат, мальчик из интеллигентной семьи, сын преподавателя, серебряного медалиста Новороссийского университета, внук генерал-майора и вятского соборного протоиерея, правнук героя Отечественной двенадцатого года, служившего в войсках Кутузова, Багратиона, Ланжерона, атамана Платова, получившего четырнадцать ранений при взятии Дрездена и Гамбурга! Этот юноша, почти еще мальчик, должен будет за двадцать рублей в месяц служить в Бутырках, открывая ключами больничные камеры, и носить на груди металлическую бляху с номером!»
Катаев не отстал от брата, пока тот не написал свой первый фельтон. Евгений получил за него гонорар в 30 рублей, пересмотрел свое отношение к литературному труду и стал журналистом. А потом познакомился с Ильфом, и в СССР появился блестящий писатель Ильф и Петров.
На первый взгляд, соавторы были совсем разными: молчаливый, насмешливый Ильф и веселый, добродушный Петров. Но главное было в них общим: невероятна порядочность, душевная чистота и какая-то старомодность в отношениях с женщинами.
Девочка-кукла
Валя Грюнзайд была дочерью известного московского торговца чаем. Семья жила в доме на чистых прудах, и тринадцатилетняя девочка часто сидела на подоконнике вместе с красивой куклой. Однажды Валю увидел Юрий Олеша и пообещал, что напишет сказку про нее и про куклу.
Первое издание «Трех толстяков» вышло с посвящением Валентине Леонидовне Грюгзайд. Но в это время Валя, девушка с «овалом лица с полотна французского мастера» уже была невестой Евгения Петрова.
Петров ухаживал за Валей, изо всех сил демонстрируя серьезность своих намерений. В Москве 1929 года так было уже не принято, но он представился родителям, приглашал девушку в театр, водил в кафе, провожал домой на извозчике. Вале еще не было 18, когда они поженились.
Поселились в коммуналке в Кропоткинском переулке, той самой «Вороньей слободке», с ничьей бабушкой, бывшим князем, а ныне трудящимся Востока и другими соседями, описанными в «Двенадцати стульях». Там у Петровых родился сын Петя. Илья, названный в честь Ильфа, родился уже в кооперативном писательском доме.
Валентина была идеальной женой и прекрасной матерью. Жила интересами мужа, детей, а потом внуков. Кстати, оба сына Перовых в детстве не демонстрировали выдающихся способностей, но оба стали лауреатами Государственной премии. Петя Катаев вырос в известного кинооператора, снял «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Шла собака по роялю». Илья Катаев написал музыку к фильмам «У озера», «Любить человека», «Миллион в брачной корзине», сериалу «День за днём».
Жизнь после кончины
Ильф ушел из жизни от туберкулеза в 1939 году, и Петров тяжело это переживал. У Петрова были свои счеты со старухой с косой: в последние годы с ним все время что-то приключалось, он должен был погибнуть, но чудом оставался жив. Во время Великой Отечественной военный корреспондент Петров всегда оказывался в самых опасных местах. На упреки жены, что вот – другие-то писатели не на фронте, а в эвакуации со своими семьями, он отвечал:
«Я знаю, вам пока трудно. Но привыкни к мысли, что ты стала теперь самостоятельной и должна научиться бороться сама за жизнь детей и свою. Пойми, что я все время на фронте…».
Переноси страдания стойко… Лучше жить плохо, чем иметь мужа негодяя. Если ты этого не понимаешь, тогда мне остается одно — повеситься…»
Второго июля 1942 года фронтовой корреспондент Евгений Петров возвращался из осажденного Севастополя в Москву и попал в авиакатастрофу. Ему было 38 лет. Все остальные пассажиры остались живы. В этот же день на его московский адрес пришло загадочное письмо.
Конверт
Эта история считается апокрифом — нет подтверждения, что она произошла в реальности. Но рассказ так разлетелся по Сети, что вошёл в полулегендарную биографию писателя. У Петрова было хобби: собирать конверты с заграничными штемпелями. Он придумал остроумный способ их получать: отправлял письма в разные страны, придуманным людям, в вымышленные города. Письма всегда возвращались отправителю, но уже со штемпелями и красивыми иностранными марками. Только одно письмо так и не вернулось – в Новую Зеландию, по придуманному адресу: Хайдбердвилл, улица Райтбич, дом 7, Мерилу Оджину Уэйзли.
В день кончины Петрова от придуманного писателем Мерила пришел реальный ответ. В нем Мерил размышлял о Второй мировой, восхищался подвигами советских солдат, и просил Петрова быть осторожнее. В письме были и такие строчки: «Помнишь, Евгений, я испугался, когда ты стал купаться в озере. Вода была очень холодной. Но ты сказал, что тебе суждено разбиться в самолете, а не утонуть. Прошу тебя, будь аккуратнее — летай по возможности меньше».
По этой мифической истории был даже снят фильм «Конверт» с Кевином Спейси в главной роли.
Валентина Леонтьевна Петрова пережила мужа на 50 лет и больше не выходила замуж. Она никогда не снимала кольцо с маленьким бриллиантиком, которое ей подарил муж.