Евгений Урбанский – «актер с скульптурной внешностью»: напоминал Маяковского, был женат на латышской красавице, трагически погиб на съемках

Евгений Урбанский… В этом году ему исполнилось бы 90 лет. Этот талантливый актер воплотил на экране незабываемые образы современников и трагически погиб в 33 года…
Если кто и олицетворял идеал строителя светлого будущего, то только он. Евгений Урбанский напоминал героя советских плакатов: высокий, атлетического сложения, кудрявый, белозубый. И вместе с тем невероятно живой, искренний, импульсивный, неповторимый.

В 1960-х гг. по популярности с Евгением Урбанским редко кто мог сравниться.

Его карьера артиста, подобно падающей звезде, была ослепительной, но краткой. В актерской среде говорят, что Евгению как-то нагадала цыганка, что жизнь его будет яркой, но недолгой.

Те, кто знал Евгения Урбанского лично, утверждали, что под стать своей яркой внешности он был «молодец-огонь»: эмоциональный, темпераментный, зажигательный. А еще очень физически крепкий. Один из коллег-актеров вспоминал: «Он был такого могучего телосложения, что в перерывах между съёмками перекусывал батонами хлеба и колбасы, не разрезая ни того, ни другого. Сила у него была колоссальная: есть фотография, где он держит на вытянутых руках двух Жанн – Прохоренко и Болотову».

Даже коллеги, большинство из которых известны скептическим отношением к чужому успеху, обожали Урбанского за размах натуры, за талант, открытость и общительность. Например, актер Михаил Ульянов, так отзывался об Урбанский: «Он был актером резким, могучим, с настоящим сильным темпераментом и очень выразительной, прямо скульптурной внешностью».

Очень ценили коллеги певческие данные Евгения: он прекрасно играл на гитаре, а песни в его экспрессивном исполнении были и вовсе не подражаемы.

«Когда он пел, мороз шёл по коже, все готовы были кричать от восторга…», – вспоминал один из современников-артистов.
И, конечно, такой фактурный, наделенный многими достоинствами красавец очень нравился женщинам. Может, Евгений Урбанский и не обладал картинной красотой Ален Делона. Но в нем было нечто большее. Невероятное мужское обаяние, мужественная стать, привлекательные в представителях сильного пола великодушие, щедрость, неудержимая удаль.

В первый раз Евгений Урбанский женился в 19 лет на студентке пединститута Ольге.

В 1952 году у пары родилась дочь. Евгений был «сумасшедшим отцом»: чтобы увидеть жену и новорожденную малышку, влезал на третий этаж роддома по водосточной трубе. А потом сам пеленал, купал, стирал пелёнки, ездил за тридевять земель в деревню, чтобы купить свежего молока. Но увлекающаяся натура давала о себе знать. Счастье молодой семьи казалось безоблачным, но Евгений влюбился в первокурсницу Школы-студии МХАТ, будущую знаменитую актрису, утончённую и изысканную Татьяну Лаврову.

Жена не подавала на развод, надеясь, что роман вскоре закончится, однако этого не случилось: Урбанский ушёл из семьи. Новоиспеченные влюбленные скитались по съемным квартирам. Татьяна и Евгений прожили вместе несколько лет, но так и не поженились.

И вот в 1959 году на кинофестивале в Москве Урбанский встретил главную любовь своей жизни. Латышская актриса Дзидра Ритенберга была красива яркой, пышной, вызывающей красотой и поразила Урбанского ещё, когда он увидел ее в кинофильме «Мальва», который, кстати, принёс исполнительнице главной роли приз Венецианского кинофестиваля. Отношения с самого начала складывались непростые.

Дело в том, что у Дзидры Ритенберга был многолетний роман с известным артистом Вячеславом Тихоновым. Но Урбанский сумел утвердиться в сердце красавицы. Через три недели после знакомства с Евгением Дзидра легла на операцию в связи с врождённой патологией сердца, и Урбанский ежедневно навещал её, окружил заботой и вниманием. Вскоре они поженились. Многие не верили в прочность союза Урбанского и Дзидры Ритенберга, ведь они были антиподами: в отличие от рациональной, уравновешенной, здравомыслящей Дзидры, по-прибалтийски невозмутимой, Евгений оставался открытым, порывистым, увлекающимся, горячим. Но Евгений боготворил жену и нежно-шутливо называл её «Дзидряга». Красавица же Дзидра, будучи старше Евгения, была ему в чем-то матерью или старшей сестрой, уравновешивала неспокойного мужа. Дзидра относилась к Евгению как большому ребёнку, любила и заботилась о нём.

Вообще, несмотря на свой внушительной облик, Урбанский внутренне был очень ранимым и хрупким человеком и требовал к себе большого внимания и любви. Этим, а также своей могучей внешностью, он очень напоминал Владимира Маяковского. Даже стареющая муза поэтического трибуна революции, щепетильная Лиля Брик однажды сказала Урбанскому: «Женя, вы очень напоминаете мне Володю». И пожелала, чтоб молодой актер когда-нибудь сыграл в кино Маяковского. Урбанский и сам мечтал об этом. О своем сходстве с великим поэтом знал и очень гордился. С блестящим мастерством Евгений декламировал стихи великого советского поэта, в свое время этим покорил приёмную комиссию Школы-студии МХАТ.

Евгений Урбанский сыграл не так много ролей. Но каждая несет в себе мощную энергетику его таланта, и все они остались в памяти народной.

А ведь Урбанский мог актером и не стать. Родился он вдалеке от Москвы, в Казахстане, в семье совсем не творческой: отец был партийный работник, а мать – телефонисткой. Оказавшись в столице, Евгений вначале поступил в автодорожный институт, затем перевёлся в горный. Уже в институте начал выступать в драматическом кружке. Руководитель кружка увидел в Урбанском признаки актёрского дарования. И вскоре, Евгений, несмотря на огромный конкурс, поступил в Школу-студию МХАТ. Получив актерское образование, в 1957г. Евгений был принят в труппу Московского драматического театра имени К. С. Станиславского. И, по мнению очевидцев, уже первые роли в театре играл просто превосходно.

А вот в начальной кинокарьере ему пришлось приложить усилия. Так, Урбанский своей главной роли добился самостоятельно. Дело было так.

В 1956 году Урбанский, узнав, что на «Мосфильме» режиссёр Юлий Райзман приступил к съёмкам фильма «Коммунист», явился на киностудию и предложил себя на главную роль. В тот же день сделали фотопробы новоявленного киноартиста. Эти пробы, кстати, не всем понравились. Однако режиссёр все же решил рискнуть. И поручил ответственную роль Василия Губанова никому не известному студенту. И оказался прав. Фильм «Коммунист» вышел на экраны в 1957 году, имел оглушительный успех. И не только в нашей стране. На фестивале в Венеции картина получила главные призы.

По опросу читателей журнала «Советский экран» признан одним из лучших фильмов года. В «Коммунисте» Евгений Урбанский был настолько реалистичен, убедителен, что его герой вызывал живое сопереживание и отклик. Известен такой забавный случай. Когда фильм показывали на Кубе в финальной сцене, где главного героя Василия Губанова убивают кулаки, один из зрителей вскочил и с криком «Компаньеро! Не умирай, не сдавайся!» начал стрелять в экран во врагов Коммуниста.

После успеха «Коммуниста» на Урбанского градом посыпались предложения ролей в кино. Но он не спешил откликаться. Подходил к предложениям ответственно. Оттачивал свое актёрское мастерство в театре, играя по 20-25 спектаклей в месяц. Только через 2 года Е. Урбанский вновь снялся в кино.

Это был фильм «Неотправленное письмо». Однако настоящей удачей для Урбанского роль таёжного проводника Сергея так и не стала. Критики сетовали, что актер недостаточно раскрыл внутренний мир своего персонажа. Зато немного позднее и зрители, и критики отметили Урбанского в фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате». Здесь актер сыграл роль безымянного одноногого инвалида, которого герой фильма Алёша Скворцов (актёр В. Ивашов) случайно встречает на вокзале. Как писала поздняя критика: «Это отличная работа Урбанского, лаконичная и строгая».

Но настоящую славу Урбанскому принес фильм Г.Чухрая «Чистое небо», где актер сыграл главную роль.

Образ Героя Советского Союза, лётчика Алексея Астахова драматически сложный. По сюжету кинокартины герою Урбанского пришлось пережить самые разные жизненные коллизии: успех на службе, внезапную любовь, вражеский плен, изгнание из партии, неверие в людей и, наконец, медленное обретение веры в себя. Судьба человека, отвергнутого обществом, была понятна Евгению Урбанскому: его отец был репрессирован в 1938 году.

Может, поэтому Алексей Астахов был сыгран так страстно и искренне. Зрители были в восторге от фильма «Чистое небо». По опросу журнала «Советский экран» он был признан лучшим фильмом 1961 года. Кинолента собрала целый урожай призов на фестивалях в Москве, Мехико и Сан-Франциско. В следующем, 1962 году, Е. Урбанский получил звание заслуженного артиста РСФСР и был принят в ряды КПСС.

И, тем не менее, «звездная болезнь» была чужда Урбанскому.

Как замечали люди, знавшие его, Евгений отличался очень критичным отношением к своему творчеству, даже был не уверен в себе. Этим объясняются его переживания по поводу своей роли в фильме «Большая руда», которую Урбанский считал неудачной. А также известно, каким ударом для Евгения было, что его не взяли на главную роль в фильм «Председатель» (потом ее великолепно сыграл Михаил Ульянов).

Зато режиссёр «Председателя» А. Салтыков предложил Урбанскому сниматься в фильме «Директор». На этот раз актёру предстояло перевоплотиться в директора автомобильного завода Зворыкина, прообразом которого был основатель ЗИЛа Иван Лихачёв. Съёмки картины должны были проходить как в Москве, так и в пустыне под Бухарой. Никто не предполагал, что новая киноработа обернется трагедией.

Что же произошло на съемках «Директора»?
Снимали сложный кадр: прыжок машины, где находился главный герой, с одного бархана на другой. Первый дубль прошёл нормально. Но помощнику режиссёра хотелось, чтобы машина подпрыгнула выше. В кадре это смотрелось бы эффектно. Урбанского в машине не должно было быть. Вместо него предполагался каскадер. Но Евгений решил выполнить трудную задачу сам. Это было очень в его характере…

Ничего не предвещало несчастья. Евгений неплохо водил машину. Риск был минимальным. Все было технически подготовлено безупречно. Но машина рванула с настила, на миг зависла в воздухе, перевернулась и воткнулась бампером в песок… Со множественными переломами Урбанского доставили в больницу в Бухару. Вскоре он умер…

Потом много говорили, что были нехорошие предчувствия. Художник фильма просто умолял и режиссёра, и Евгения не делать второй дубль, не рисковать. Рассказывали также, что накануне Евгений поднялся над пустыней на вертолёте, чтобы осмотреть место предстоящих съёмок. Увидев строящийся трамплин, пошутил: «Смотри, могилу мне копают»
Как только стало известно о несчастье на съемках «Директора», по всей стране поползли разные слухи. О чем только не говорили. Судачили, что Урбанский снимался пьяным, что у него в машине заклинило дверь, что он хотел заработать, потому что за трюки актерам платили дополнительно и неплохо. Актеры долго еще вступались за коллегу. Например, интеллигентный Алексей Баталов однажды на встрече со зрителями чуть не поругался с залом, доказывая, что сплетни об Урбанском чудовищно несправедливы.

Гибель Евгения Урбанского поставила крест на съёмках кинокартины «Директор».

Приказом председателя Госкино они были тут же запрещены, группа распущена. Режиссёра А. Салтыкова отлучили от работы на полтора года. В 1969 году он все же добился разрешения вновь ставить «Директора». В главной роли снялся Николай Губенко.

Более того гибель Урбанского получила такой резонанс, что после этого режиссеры долго еще не допускали артистов к трюковым съемкам.

Евгения Урбанскому было всего 33 года. Как говорят, возраст Христа. Артист так и не смог увидеть дочь, которая родилась через несколько месяцев после его гибели (в честь отца её назвали Евгенией). Вспыхнув яркой звездой, Евгений так и остался в памяти современников молодым и красивым мужчиной, принявшим достойную его экранных героев смерть.

В 1968 году на экраны страны вышел документальный фильм режиссёра Е. Сташевской-Народицкой «Евгений Урбанский».

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Евгений Урбанский – «актер с скульптурной внешностью»: напоминал Маяковского, был женат на латышской красавице, трагически погиб на съемках