Фильм «Афоня»: чего мы не замечали в известной картине Данелии

«Афоня» — это не просто культовый советский фильм, это история жизни, страны, это имя, ставшее нарицательным. Спустя почти 50 лет кадры из фильма раз за разом погружают нас в эпоху 70-х и невероятно точно передают атмосферу того времени, заставляют улыбаться, грустить и сопереживать главным героям. Сегодня предлагаем Вам посмотреть на этот фильм немного под другим углом и, конечно, подискутировать.


Грустная комедия с социальным подтекстом
Советская трагикомедия 1975 года, режиссером которой был Георгий Данелия, рассказывает историю сантехника Афанасия Борщова, эдакого советского маргинала со сложной судьбой. Несмотря на то, что во многих источниках жанр фильма определен как комедия, больше он похож на социальную драму. Именно на период 70-х — 80-х годов в СССР пришелся расцвет бытового алкоголизма, и картина была призвана обратить внимание на существование проблемы, заставить задуматься «стоить ли быть третьим» или лучше пройти мимо.

О характерах, моральных качествах героев и возможном развитии дальнейшего сюжета написано немало, но давайте посмотрим на фильм с точки зрения интерьеров и то, как в них отражается судьба персонажей.

«Не место красит человека, а человек красит место» — пословица, как нельзя лучше подходящая для этой картины.

Квартира Афони
Начнем с квартиры Афони. В глаза бросается запущенное состояние жилья, оборванные обои в цветочек, отпечаток пятерни на стене. Равнодушие главного героя отражается во всем: в отношении к работе, к людям, к месту, где он живет. С одной стороны, мы видим, что Афоня очень даже неплохой специалист и мог бы привести квартиру в порядок при желании, но ему это неинтересно, достаточно того, что есть место, куда можно прийти и отоспаться.


Разбитое зеркало в ванной комнате — снова как отсылка к судьбе непутевого сантехника, склеенные между собой части, так и не стали собранным воедино пазлом.


Унитаз тоже из разряда «сапожник без сапог» — с ржавыми подтеками, но, что примечательно, декорирован наклейкой и не простой, а с фото Ирины Алферовой. Еще одна отсылка к жизни Афони и его тяге к красивым женщинам?

Кстати, довольно интересная деталь в интерьере ванной комнаты — это деревяное сиденье для унитаза с выемкой посередине (сейчас такие выемки можно встретить в американских туалетах, этой теме у нас посвящена отдельная статья).


Примечательно, что поселившийся с Афоней штукатур Коля относится к месту, где он временно живет, совершенно по другому. На контрасте Афониного бардака выделяется его идеально заправленная раскладушка. Проводя параллель с жизненным путем героя, у Коли куда больше понимания и определенности, куда и как ему двигаться дальше. Несмотря на то, что Афоня его воспринимает как подкаблучника и «затюканного женой», он к нему прислушивается и по прошествии времени даже спрашивает совета. Возможно, именно уход Коли стал последней каплей, которая побудила Афоню распрощаться с городской жизнью и уехать в деревню.


Квартира женщины-мечты
Женщина-мечта, именно так можно назвать героиню Лену, которую сыграла Нина Маслова, живет совершенно иначе. Большая квартира с идеальным порядком внутри, единый стиль оформления, много дерева и этнические мотивы. Она хороша собой, знает себе цену и умело пользуется
впечатлением, которое производит. Для нее Афоня готов на рыцарские подвиги и даже небольшие преступления, например, подмену финской раковины на обычную.


Интересный факт: персонаж героини Елены имел реальный прототип. Им была супруга сценариста фильма Александра Бородянского — Татьяна. Однажды к ним домой зачастил ходить такой сантехник, по мнению Александра, он был влюблен в его жену.

Дом Кати Снигеревой
Беззаветно влюбленная в Афоню Катя Снигирева с первых кадров вызывает симпатию зрителя. Из-за экрана хочется ей помочь и подсказать не связываться с Афоней, но остается лишь наблюдать. Интерьер дома Кати мы видим лишь мельком в нескольких эпизодах. Самые запоминающиеся элементы это красный ковер и абажур, как красный сигнал светофора. Видно, что в квартире порядок, все на своих местах, по другому у правильной Кати быть и не могло.


«Афоня» и премия Оскар
Ставшим по-настоящему культовым фильмом в СССР, «Афоня» не получил признания заграницей, хотя и был номинирован на кинопремию Оскар «Как лучший иностранный фильм». Но, что интересно, Георгий Данелия Оскар в Советский Союз все-таки привез и многие поначалу ошибочно считали, что заветную статуэтку фильм получил. Но это было не так, премию из Нью-Йорка Данелия привез для киностудии «Мосфильм» за фильм Акиры Куросавы «Дерсу Узала»

В заключении можно сказать, что «Афоня» стал классикой советского кинематографа благодаря своему уникальному юмору и социальной остроте. Он оказал огромное влияние на советскую и российскую культуру и стал частью канона советского киноискусства.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Фильм «Афоня»: чего мы не замечали в известной картине Данелии