Вчера я совершенно случайно нашла советский фильм 1984 года «Время желаний». В картине Юлия Райзмана главные роли сыграли Вера Алентова и Анатолий Папанов. Казалось бы: какие имена! Только вот телевидение почему-то этот фильм игнорирует. А зря.
Вере Алентовой досталась роль на первый взгляд абсолютно отрицательного персонажа. Но это только на первый взгляд. Её Светлана Васильевна — одинокая женщина под 40.
Она никогда не была замужем, но очень активно стремится к этому. И ради своей цели Светлана готова на всё.
Женщина работает в косметологическом кабинете. Умеет заводить полезные знакомства: где-то «достанет» вкусные блюда в ресторане (чтобы самой не готовить), где-то договорится об обмене квартиры. Жизнь Светланы — сплошной бег в погоне за красивой жизнью.
К тому же она любит «приукрасить» реальность: новым знакомым Светлана зачем-то говорит, что была замужем. Но её супруг якобы yшёл из жизни, а сама она работает дизайнером. Что, конечно же, неправда.
В прошлом у неё — неудачные романы. Один из кавалеров до сих пор то и дело появляется в жизни Светланы и тянет из неё деньги. Он женат, и Света просто устала ждать с моря погоды. Она ищет любовь в санаториях среди творческих и интеллигентных мужчин, но всё без результата.
И вот Светлана знакомится с чиновником Владимиром Лобановым (Анатолий Папанов). Он — полная противоположность Свете. Меланхоличный и скромный человек. Мелкая чиновничья работа Владимира вполне устраивает. Несколько лет назад он потерял супругу и хотел бы просто найти тихое семейное счастье. Его устраивает и квартира, и старая дача, и работа, на которой Лобанов не получал повышения много лет.
Светлана сразу после свадьбы принялась распоряжаться жизнью Лобанова. И хотя он прямо заявляет, что ничего менять не хочет, Света уговаривает супруга переехать в большую квартиру в престижном районе, продать дачу (а она так дорога Лобанову с детских лет!). А потом даже договаривается, чтобы Владимира повысили в должности.
Когда смотришь фильм, возникает ощущение, что Светлана — вечный двигатель. Она постоянно куда-то бежит, что-то «достаёт» и к чему-то стремится. Если надо, она может даже поменять интонацию, стать хамелеоном, а то и вовсе сыграть роль скромницы, которой «не нужна никакая квартира». Такой она пытается предстать перед сыном и друзьями Лобанова, которые явно смотрят на Свету с недоверием.
Считаю, что Вера Алентова превосходно справилась с ролью. В фильме «Время желаний» она перевоплощается на ходу и показывает все грани своего таланта. Даже больше, чем в «Москва слезам не верит». Почему сравниваю две эти работы? Просто тема схожая: о женщинах, которые мечтают устроить личную жизнь.
Анатолий Папанов тоже проявил себя как прекрасный драматический актёр. Его персонаж понимает, что Свете с ним скучно. Лобанов — человек мудрый. И если бы Светлана меньше думала о том, как «достать» люстру в новую квартиру, а больше времени посвятила бы «узнаванию» этого человека, то фильм не закончился бы так драматично. Светлана просто довела Лобанова, который не успевал за её стремлениями и амбициями.
Чем всё закончилось? Рассказывать не буду. Вдруг вы решите посмотреть? Фильм того стоит. Многие не поймут Лобанова. Мол, взрослый и мудрый человек. Неужели не видел, что Светлана ему не подходит?
А у него свой ответ. Простой и прямолинейный, как сам Владимир: «Влюбился!» И это единственный раз, когда в фильме хоть как-то упоминается любовь.
Можно ли назвать Светлану «хищницей»? С одной стороны, да.
Она ловко манипулирует людьми и устраивает жизнь, как ей нужно. Не считаясь с близкими. А с другой стороны — её жалко. Материальные блага не приносят Светлане счастья. Она по-прежнему влюблена в того нерадивого кавалера, который так на ней и не женился, но приходит каждый раз, чтобы взять денег.
Куда бежит Светлана? Непонятно. Но ясно, от чего бежит: от одиночества, от собственных несбывшихся надежд. И это превращается в бег по кругу.