Немало публикаций в прессе посвящено творчеству замечательного режиссера Владимира Хотиненко, и, в частности, его киноленте «Зеркало для героя». Этот фильм режиссер снял в период своей работы на Свердловской киностудии. На мой взгляд, это самый плодотворный период творчества Владимира Ивановича, потому что все его киноленты, снятые в Свердловске – Екатеринбурге – классика. Это кино, заставляющее задуматься, и, при этом, кино совсем не занудное.
Есть мнение, что фильм «Зеркало для героя» — это кино о проблеме взаимоотношений отцов и детей. Очевидно, что так и есть. Но не всякому зрителю очевидно, что в фильме дан ответ на то, как эту извечную проблему разрешить.
Фильм начинается со сцены, как 37-летний лингвист-психолог Сергей Пшеничный приезжает к своему отцу, чтобы уговорить его перебраться из одинокого дома поближе к Москве. Его отец Кирилл Иванович не дает своего согласия, и не слишком высоко отзывается о диссертации сына.
Вместо нее он предлагает сыну послушать повесть собственного сочинения о том, как советский инженер ведет борьбу за закрытие гидроэлектростанции. С этой минуты отец и сын вступают в конфликт – Сергей не особо слушает повесть отца, и начинает вновь настаивать на переезде, а отец говорит об отсутствии идеалов у современной молодежи.
Сын в ответ утверждает, что именно поколение его отца «наломало дров» со своим энтузиазмом, поэтому молодежи приходится жить в сложившейся ситуации. В итоге отец считает сына врагом и тот уходит.
Конфликт зашел в тупик. И для разрешения этого противостояния двух мировоззрений Владимир Иванович Хотиненко, экранизируя произведение Святослава Рыбаса, вовсе не предлагает главному герою Сергею Пшеничному отправиться в прошлое, чтобы на своем опыте убедиться, чего достигло поколение отцов. Это была бы игра в одни ворота – двое не услышали друг друга, а в прошлом томиться только сыну.
Режиссер отправляет Сергея в прошлое, чтобы тот понял, что главное – не деньги, не карьера, и не власть, а способность любить, сострадать и помогать своим ближним.
Итак, вспомним, что было в фильме дальше. Герой идет на концерт Вячеслава Бутусова и группы «Наутилус Помпилиус», где знакомится с Андреем Ивановичем Немчиновым – инженером, отсидевшим срок за обвал на шахте Пьяная. По пути с концерта оба попадают в 1940-е годы. Теперь каждый из них должен пройти путь к себе.
После череды событий, которые больше напоминают драматический триллер, Пшеничный и Немчинов погружаются в местную жизнь, переживая раз за разом один и тот же день – 8 мая 1949 года.
На субботнике Сергей Пшеничный встречает своего молодого отца Кирилла Ивановича, который спорит с начальником шахты. Начальник намерен повысить уровень добычи на шахте до довоенных отметок. Кирилл Иванович понимает, что это опасно.
Сергей устраивается работать на шахту Пьяная, а Немчинов пытается ее закрыть. Ведь именно за трагедию на ней он сядет в будущем. Со временем один и тот же день настолько приедается главным героям, что Андрей с отчаянием говорит, что он тут живет как Бог — творит, спасает, карает. А Сергей, наоборот, уверен, что не нужно вмешиваться в чужую реальность.
И оба оказались неправы – Сергей не пытается понять людей, а Андрей уверен, что способен изменить прошлое, хотя это не так. И тут Хотиненко дает свой ответ на вопрос – проблему отцов и детей можно решить через любовь и, следовательно, понимание. Пшеничному и Немчинову нужно принять судьбу старшего поколения, и сделать так, чтобы жизнь родителей, их начинания, пусть по-другому, но все же были продолжены через них самих.