Редко, но случается, что словно как «парад планет», соберутся на одном проекте сразу несколько гениальных творцов. Именно тогда и получается такие удивительные картины, как «Летят журавли». Знатоки намекают, что ровно 65 лет назад эта славная история впервые вышла на экраны страны. А началось всё с талантливой пьесы замечательного Виктора Розова «Вечно живые». Затем в «дело вступил» одухотворённый режиссёр Михаил Калатозов. Но абсолютным «виновником торжества» по праву считается, не превзойдённый оператор Сергей Урусевский, который не только сделал «немыслимые до этого кадры», но и привёл на студию ту самую прекрасную Татьяну Самойлову.
А ведь поначалу в пару к Алексею Баталову «сосватали», проверенную более ранней картиной «Большая семья», симпатичную Елену Добронравову. Но вскоре Михаил Константинович осознал, что всё же эта актриса «не тянет». Тогда он попробовал договориться с популярной в те годы, 25-летней Татьяной Конюховой. У мэтра чуть было не случился инфаркт, когда неожиданно та ему отказала, мотивировав своё сомнение тем, что это совсем не её роль. И тут, уже склонившемуся к возвращению на площадку гр. Добронравовой режиссёру, великий оператор и доставил великолепную Татьяну Самойлову.
Приехавший в Москву Клод Лелюш, не преминул посетить съёмочную площадку, вроде как, обещавшего стать событием, нового советского фильма. Он как раз попал на тот момент, когда выдумщик и новатор тов. Урусевский снимал «одним планом» забег Бориса вверх по лестнице за задумчивой Вероникой. Оператор впервые в истории кино придумал специальный подъёмник, который к тому же, позволял снимать и в «круговом режиме». Молодой французский режиссёр, естественно, «ошалел» от увиденного, и только благодаря его восторгам эту ленту позже пригласили на тот Каннский фестиваль. Но меня больше всего поразили съёмки разбомблённого дома в Москве. Урусевский наотрез отказался снимать в павильоне и тогда группе выделили целый, предназначенный под снос, огромный дом. Как художник умудрился превратить благополучное строение в эти искорёженные, горящие руины, вообще, не реально осознать….
Правда, уникальный оператор своими придумками чуть не было погубил картину. Бесконечно опрокидывая умирающего героя в холодную лужу, он «добился того», что Баталов сильно повредил лица, зацепившись за какую-то ветку. Но в местной больничке, невероятно ответственная дама, в течение 8-ми часов(!) «штопала» щёку любимого артиста. И только её стараниями всё обошлось. На резонный вопрос коллег, «Чё там было так долго зашивать?», — та ответила: «Я не зашивала, а …. вышивала»… .
Понятно, что столь дерзкая история для 1957 года была, мягко говоря, в новинку. В наше время зритель легко бы всё простил, лишь убедившись в том, что главная героиня перед своим «падением» из последних сил хлестала по щекам настойчивого, влюблённого в неё Марка. Кстати, на эту роль специально и нашли высокого красавца Александра Шкворина, дабы хоть как-то оправдать несчастную Веронику. Сам Никита Сергеевич Хрущёв, ни до ни после, не был роскошным ловеласом, поэтому посмотрев это противоречивое кино, высказался по поводу неверности девушки … сообразно своему словарному запасу… .
Вот, постоянно напоминают, что фильм «Летят журавли» так и остался навсегда единственным, получившим главный приз Каннского кинофестиваля. Но, к примеру, подобного триумфа ждали и от прекрасно снятой «Анны Карениной», которой лишь жаркие события весны 1968 года во Франции, помешали получить заслуженное признание. Да и вообще, неужели за 65 лет ни один наш фильм не превзошёл всех этих импортных «победителей»? Не одни же шедевры участвовали в состязаниях на лучшее кино в тех самых, лишь однажды покорённых, капризных Каннах… .