Он снимался у именитых мастеров: Всеволода Пудовкина, Станислава Ростоцого, Михаила Калатозова, Николая Досталя, Сергея Герасимова, Сергея Колосова, Иосифа Хейфица, Сергея Бондарчука, Григория Чухрая и др. На него полагались полностью, уверенные в том, что он «вытянет» самую крошечную роль, даже бессловесную, сделав ее интересной и выразительной. А фильмы с участием Петра Кирюткина по праву вошли в Золотой фонд отечественного кинематографа.
Кинорежиссеры заметили этого артиста, когда ему уже исполнилось 55 лет. Первой работой стала роль Прохора Ненашева в исторической картине режиссера Юлия Райзмана «Кавалер Золотой звезды». Роль небольшая, но была отмечена не только зрителями, но, к счастью, и режиссерами, которые разглядели в Кирюткине дар яркого мастера перевоплощения в небольших эпизодических ролях.
Артист театра им. Ермоловой Иван Соловьев вспоминал, что Кирюткину «от природы было противопоказано неестественное поведение на сцене и что бы он не делал, всё у него — правда. Всё достоверно!»
Пётр Кирюткин родился 14 октября 1895 года в старинном селе Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Ковылкинский район Мордовии). Село, где он появился на свет, очень большое. Там стояли две церкви, находились почта, пристань, библиотека, приходское земское училище. Отец и мать Кирюткины были крестьянами зажиточными, но ни один из них, разумеется, ни в малейшей степени понятия не имел, что такое искусство. А вот младший из сыновей, Петя, тянулся к знаниям, и, надо сказать, семья не чинила ему препятствий.
Он учился в церковно-приходской школе, потом — в земском училище. Работал в местной библиотеке, в 1924 году окончил студию им. А. П. Чехова в Москве, после завершения учебы был принят в Театр им. МОСПС (Московский областной совет профсоюзов). А с 1935 года и до конца дней играл в театре им. М. Н. Ермоловой. Выходил на сцену в «Бешеных деньгах», «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, «Горе от ума» А. Грибоедова и др.
После дебюта на экране в «Кавалере Золотой звезды» снимался в фильмах «Дело было в Пенькове», «Дорогой мой человек», «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Девчата», «Вызываем огонь на себя», «Война и мир», «Журавушка», «Тени исчезают в полдень», «Тихий Дон» и др. Всего в фильмографии актера около 50 ролей, главных не было, работы эпизодические, второплановые. Но как искусно, филигранно, технически совершенно создавал их талантливый актер!
Ему одинаково прекрасно удавались роли как драматического, так и комедийного плана. Многие, несмотря на то, что были совсем небольшими и даже без слов, неизгладимы из памяти. В фильме «Дорогой мой человек» — незабываемый дедушка Мефодий Лукич Степанов. Он вызывает не только уважение, но и будит самые тёплые чувства. Так обидно становится за него, когда его даже не сажают за общий стол родной внук Женька и его супруга Ираида. Роль почти без слов, а какая значимая и яркая.
Или мастер Чуркин из «Девчат» — добродушный, но и лукавый, с хитрецой. Всегда рядышком с начальством, а если приезжают представители прессы — то и тут не теряется. Или еще: в «Тихом Доне» владелец избы, которого Григорий просит приютить тяжело заболевшую Аксинью. Корыстолюбивый, жадный, торгуется с Мелеховым, а тому ничего не жалко, он убит горем, на кровати мечется в бреду Аксинья. Хозяин же начисто лишен сочувствия и хоть капельки сострадания — расчет, алчность застилают глаза.
Многогранный актер, обладавший чудесным даром перевоплощения. Образы, созданные им, обладают двойной силой — вполне определенной конкретности и вместе с тем обобщения. Последние роли Петра Кирюткина — покупатель в мелодраме «Северная рапсодия» и продавец птиц в детском фильме «Кыш и Двапортфеля». «Двапортфеля» — прозвище мальчика, а Кыш — щенок. Хороший, добрый, светлый фильм.
О частной жизни актера нет никакой информации. Скончался Петр Иванович Кирюткин 14 июля 1977 года.