На волне успеха кинокартин режиссёра Эдмонда Кеосаяна, повествующих о приключениях неуловимых мстителей, кинематографическое руководство решает оседлать волну интереса советских зрителей к нашему толкованию жанра вестерн, получившему название истерн. Строго говоря вестерны пытались снимать ещё при Иосифе Виссарионовиче и были определённо успешные и популярные картины, в том числе один из главных хитов отечественного кинематографа середины тридцатых годов “ Тринадцать”, однако с началом Великой Отечественной, развитие жанра приостановилось и вновь выстрелило лишь в середине шестидесятых, после выше упомянутых картин Кеосаяна.
В 1968 году сразу два советских киногиганта “Ленфильм” и “Мосфильм” решили выпустить совместный фильм в жанре истерн. Конкретно за создание картины отвечало экспериментальное творческое объединение, которое тогда возглавлял Григорий Чухрай. Сценарий фильма доверили написать опытному сценаристу Валентину Ежову, из-под пера которого вышли сценарии к таким популярным фильмам как: “Баллада о солдате”, “Тридцать три” и “Дворянское гнездо”. Восточный колорит помогал создавать Рустам Ибрагимбеков, так же в сценарной работе отметился Марк Захаров, он автор писем товарища Сухова дорогой Катерине Матвеевне. Режиссуру доверили молодому, но подающему надежды режиссёру Владимиру Мотылю, за плечами которого было пока всего два фильма “Дети Памира” и “Женя, Женечка и “катюша””.
Боссы Госкино изначально задумывали из “Белого солнца пустыни” как это принято говорить сейчас блокбастер и поэтому не скупились на средства главную роль, естественно, по их мнению, должен был играть суперзвёздный актёр, фамилия которого на афише сама по себе может притянуть зрителей в кинотеатры. Таковым на роль красноармейца Сухова был выбран один из главных мачо советского экрана Георгий Юматов. Ежов, понимая поставленную задачу, так же писал сценарий с оглядкой на Юматова. Вот только у режиссёра было и своё видения картины в целом и главного героя красноармейца Сухова, да и по поводу Юматова были у него опасения.
Надо начать с того, что Мотыль не особо то обрадовался выпавшей на него участи снимать блокбастер всесоюзного масштаба. У него были свои планы. Мотыль просто бредил идеей снять фильм про декабристов, а тут какие-то басмачи, какой-то вестерн… К слову сказать, про декабристов Мотыль вскоре снимет картину “Звезда пленительного счастья”.
И коль он уж попал во весь этот замес режиссёр решил продавливать своё видение картины. Изначально сценарий Ежова предлагал нам что-то типа классического вестерна. Однако Мотыль решил делать фильм в ироническом ключе и главного героя фильма товарища Сухова он видел не как непобедимого воина без страха и упрёка, типа героев Клинта Иствуда из долларовой трилогии Серджио Леоне, а таким добрым и смекалистым солдатом из русской народной сказки. И видел он в этой роли своего хорошего товарища Анатолия Кузнецова, актёра опытного, но не хватающего звёзд с неба и к моменту съёмок однозначно не подходившего для главной звезды фильма. Так по крайней мере думали в Госкино и на предложение Мотыля заменить Юматова Кузнецовым ответили отказом.
Была у Владимира Мотыля и ещё одна причина по которой он не особо горел желанием работать с Юматовым. Это пристрастие известного актёра к выпивке. Все в киносреде знали, что Юматов запойный и иногда его пьянство выходит боком кинопроцессу. Что такое звезда алкоголик на съёмочной площадке Мотыль испытал на собственной шкуре. На последней его картине он мог воочию наблюдать. как алкоталант Олега Даля чуть было не сорвал съёмки картины “Женя, Женечка и “катюша””. Поэтому он однозначно не желал повторения истории и на съёмках этой картины. И если звезда Даля тогда только восходила, и Мотыль мог с ним справляться, то с такой глыбой, как Георгий Юматов он вполне мог поплыть и не справиться с ситуацией. Несмотря на то, что Юматов и Мотыль были практически одногодками в кинематографической жизни между ними, лежала пропасть.
Мотыль вызвался по-мужски поговорить с Юматовым. И сразу высказал своё условие: если актёр запьёт, то пусть не обижается, он заменит его сразу же. Вероятно, Мотыль блефовал, поскольку он не мог быть уверенным, что ему хватило бы авторитета, чтобы снять с роли запившего актёра. Однако Юматов обострять ситуацию не стал, так как сценарий ему очень нравился, и он очень хотел сняться в этой кинокартине. В итоге Юматов согласился на условие, выдвинутое режиссёром и отправился кодироваться.
Первые съёмочные смены должны были проходить под Ленинградом в Луге. Незадолго до начала съёмок погиб хороший товарищ Юматова кинорежиссёр Никита Курихин известный по фильмам: “Жаворонок” и “Не забудь… станция Луговая”. По дороге на отдых в Прибалтику он попал в ДТП и разбился насмерть вместе с женой. По роковой случайности машину эту выбил Курихину именно Юматов. Поскольку очередь на покупку была далека, а планы на отпуск были уже сейчас, Юматов применил для продвижения очереди свою звёздность. Тем самым, как он это чувствовал, поспособствовал скорой гибели товарища. В общем по приезде в Ленинград у Юматова настроение было не самое рабочее, но он держался. Ни на похоронах, ни на поминках он не выпил ни рюмки.
Однако уже в Ленинграде в номер к Юматову завалился ещё один его товарищ актёр Александр Суснин, известный по ролям в фильмах: “Максим Перепелица”, “Полосатый рейс” и “Ташкент – город хлебный”. Суснин был не один, а в компании нескольких своих друзей. Сам Суснин и его товарищи были уже хорошо навеселе и в номере Юматова так же продолжили выпивать. Юматов на уговоры выпить отвечал отказом, пока уже хорошо захмелевший Суснин не обвинил Георгия в гибели Курихина, сказав мол ты же ему машинку то выбил значит ты и виноват.
После этих слов и так винящий себя Юматов не выдержал. Залпом он допил водку прямо из горла, после чего хуком слева вырубил Суснина. Однако за своего товарища вступились остальные участники попойки. Юматов был физически крепким мужиком, но навалились все разом и били, конечно, не разбирая куда придётся, а приходилось и по лицу.
Когда Мотыль заехал за Юматовым в гостиницу он увидел удручающее зрелище. Георгий сидел в номере допивал водку, а лицо его было сплошным месивом. Мотыль позвонил прямо из холла гостиницы в Госкино и обрисовал ситуацию. Никакой грим не мог скрыть увечий, полученных Юматовым в драке и на восстановление физиономии знаменитости, могло уйти много времени, а ждать никто уже не мог — съёмки были расписаны и распланированы. Да и надо сказать, вся эта неприятная история пришлась на руку Мотылю. После Госкино, он отзвонился Анатолию Кузнецову и попросил того в срочном порядке приезжать на съёмки. Актёр не задумываясь согласился. И так вот мы получили того товарища Сухова, который так полюбился зрителям.
После слов Мотыля о том, что был уговор, запьёшь уйдёшь из картины, Юматов как человек отвечающий за свои слова полностью согласился с режиссёром и сказал, что тот прав. После этого Юматов ушёл в крутое пике в Ленинграде. Когда за Юматовым приехала его жена у того не было ни копейки, пропил всё. Актёр даже заложил вещи: паспорт, часы и пиджак.
Так или иначе избавившись от проблемного актёра Мотыль приступил к съёмкам. Однако избавление от Юматова лёгкости съёмкам не добавило, на площадке постоянно возникали какие-то неурядицы. Отснятый материал цензоры забраковали и отправили на досъёмку, правда от Мотыля решили избавится, свалив всю вину на него. Тем более, что съёмочный график был сорван и картина вышла за обозначенный бюджет. Предложили переснять Владимиру Басову, однако тот отказался и Мотыля вернули. Он переснял, но что-то опять не понравилось, его заставили перемонтировать картину и итог был неудовлетворительным и всеми любимая картина могла быть выброшена в урну. Помог Брежнев, которому, картина понравилась.
Сложно сказать каким бы был Юматов в роли товарища Сухова? Я думаю, что это был бы наш Клинт Иствуд. Хотя может и нет, кто теперь знает? Побороть свою страсть к алкоголю Юматов так и не смог, до самого конца жизни он страдал запоями. В 1994 году находясь в алкогольном опьянении он застрелил своего собутыльника в ходе развязавшейся ссоры. Ушел из жизни легендарный актёр в 1997 году от разрыва брюшной аорты. Юматову был 71 год.