Если спросить, кто главный герой «Покровских ворот», ответ будет, разумеется — Костик. От его лица ведется повествование, и именно Костя в начале фильма приезжает к своему прежнему дому, который вот-вот падет под ковшом экскаватора. Даже несмотря на то, что главная сюжетная линия фильма — борьба затюканного Льва Евгеньевича против властной Маргариты Павловны, все равно мы смотрим на это противостояние глазами Костика, и именно он в решающий момент подбивает Хоботова на бунт.
А кто главная героиня «Покровских ворот»?
Внешне кажется, что это — Маргарита Павловна. Но во-первых, она мало привлекательный персонаж (ни в коем случае не примите это утверждение на счет блистательно сыгравшей Инны Ульяновой). Большинство читателей в комментариях согласились со мной, что Маргарита — тихий ужас.
А во-вторых, в конце фильма Маргарита со своим «подручным» Саввой проигрывают партию Хоботову с Костиком и остаются ни с чем. Хоботов с Людой улетают на мотоцикле Савранского в светлое будущее, и не остается никаких сомнений, что все у них будет хорошо.
Так может быть, главная героиня — Рита? Именно встретив ее Костик потерял голову взялся за ум, порвал с многочисленными бывшими подружками, и практически всю вторую серию главный герой увлечен своими новыми отношениями. И даже немного отвлекся от судьбы бедного Льва Евгеньевича. Нет, все-таки Рита не тянет на главную героиню. Появляется на экране мельком, и не играет практически никакой самостоятельной роли.
Возможно, Люда главная героиня? Именно ее Хоботов предпочел рабству у Маргариты Павловны и сумел наконец отлепиться от бывшей жены. Люда с Хоботовым одержали вверх в этом незабываемом поединке.
Конечно, нет. «Покровские ворота» это фильм, на мой взгляд, прежде всего не про Хоботова с Маргаритой, и даже не про Костика с Ритой. А про Москву. Москва — вот главная героиня этой прекрасной картины. Про советскую столицу снято много фильмов, и «Я шагаю по Москве», и «Москва слезам не верит». Но, по-моему, ни в одном из них город не выглядит полноправным участником событий. Между прочим, Михаилу Козакову в начале 80-х требовалось показать Москву 50-х годов, с чем он блестяще справился.
И колоритный московский дворик с домом, где происходят основные события фильма.
И каток на Чистых прудах (который снимали, на самом деле, на Патриарших).
И горбатый (Таможенный) мостик над Яузой, по которому гуляли Костик с Ритой. И много-много других мест.
Как я уже отметил, Михаилу Козакову было непросто было в 1982 году показать Москву 50-х. Столица постоянно менялась, ее непрерывно сносили и перестраивали. Исчезли арбатские переулки с Собачьей площадкой, убрали трамвай с Трубной площади и так далее. И тем не менее, Козаков по-максимум «нашпиговал» свой фильм московскими зарисовками, улицами и переулочками, постарался сделать так, чтобы они по-настоящему передали дух и атмосферу середины XX века. Чего стоит поездка с Савранским — столько локаций! А там, где подходящей натуры «не хватило», режиссер добавил виды современного города.
Всё это «зашлифовывается» прекрасными московскими песнями Булата Окуджавы.