Полвека назад увидеть обнажённую актрису в кино было почти невозможно. Смелые кадры вырезали даже из западных картин, попадавших в советский прокат. Мы вспомнили редкие сцены, где актрисы не побоялись раздеться перед камерой.
Кто из советских артистов не побоялся раздеться перед камерой?
«Бриллиантовая рука», 1968 год
Светлана Светличная
Первый стриптиз от Светланы Светличной в легендарном халатике с перламутровыми пуговицами сделал актрису знаменитой на весь СССР. После выхода фильма Светличная стала советским секс-символом, хотя по словам участников съемок она ужасно смущалась, и Гайдай просил всех, кроме оператора, покинуть площадку. Современному зрителю, решившему посмотреть картину сейчас, этот кадр покажется совсем невинным.
«Романс о влюблённых», 1974 год
Елена Коренева
В 1974 году студентка второго курса Елена Коренева снялась в главной роли в «Романсе о влюбленных». Мать актрисы работала тогда ассистентом по подбору актеров, и кто-то из коллег подсказал, что её дочь-актриса может подойти по типажу. После выхода фильма, где героиня Елены Кореневой бегает по пляжу в белой рубашке на голое тело, которую то и дело раздувает ветер, за юной Кореневой закрепился статус секс-символа. За необычную внешность её называли «красивой некрасавицей». И тогда же, на съемках у актрисы начался роман с 37-летним режиссером.
«Табор уходит в небо», 1976 год
Светлана Тома
В романтическом фильме Эмиля Лотяну о любви двух цыган кипели дикие страсти. В одной из сцен героиня актрисы Светланы Тома обнажается по пояс на глазах у возлюбленного, но, по словам актрисы, в этой сцене присутствует чистота, которая не вызывает неловкости. Происходило все очень деликатно: с площадки всех попросили уйти, остался только режиссер, оператор, гример и костюмер, которая держала одежду. Дело было осенью, и, чтобы актриса не мерзла в воде, тело мазали гусиным жиром.
«Экипаж», 1979 год
Александра Яковлева
В первом советском фильме-катастрофе зрители оценили не только накал эмоций и спецэффекты, но и знаменитую любовную сцену между героями Леонида Филатова и Александры Яковлевой. Чтобы эпизод прошел цензуру, режиссёру Александру Митте пришлось сокращать его дважды. Как вспоминал директор картины «Экипаж» Борис Криштул: «У Яковлевой вообще не было комплексов. Она легко раздевалась перед камерой и ходила голая по съемочной площадке».
«Москва слезам не верит», 1980 год
Вера Алентова
Говорят, что госкомиссия, принимая фильм, потребовала от режиссёра Владимира Меньшова вырезать несколько сцен эротического содержания. Каждый кадр откровенный сцен приходилось отстаивать с боем. От авторов требовали, чтобы не было видно даже голых ног, чтобы было “поскромнее и почище”. В итоге из фильма убрали несколько сцен с Верой Алентовой и Олегом Табаковым и сократили разговор Гоши и Николая, во время которого герой Баталова сидел в плаще на голое тело. Такие эпизоды посчитали «недостойными советского человека».
“Родня”, 1981 год
Светлана Крючкова
Героиня Светланы Крючковой – сбежавшая из деревни в большой город женщина, предстает перед зрителями обнаженной в душе. Сцена не эротическая, а скорее юмористическая, её нельзя смотреть, не улыбаясь, но обнаженная грудь Крючковой все же в кадре.
“Формула любви”, 1984 год
Елена Валюшкина
На несколько эпизодов с обнаженной женской натурой решился и Марк Захаров в картине “Формула любви”. Героиня Елена Валюшкина сперва решительно отказалась сниматься, убедить актрису было трудно, но в итоге Валюшкина пробегает по лесу обнаженной. Сцену с нагой Еленой Валюшкиной снимали долго в присутствии всех участников съёмочной группы. Однако труд оказался напрасным, т.к. большую часть отснятого материала пришлось вырезать. Госкино сочло его неприемлемым для советского зрителя.
«Зимняя вишня», 1985 год
Елена Сафонова
Сцена, в которой полностью обнаженная героиня Елены Сафоновой, проснувшись, в свете утреннего солнца подходит к окну полюбоваться природой, стала эталонной. Позднее похожую картинку неоднократно повторяли другие режиссеры.
«Маленькая Вера», 1988 год
Наталья Негода
Картина-символ перестройки, с которой началась сексуальная революция произвела настоящий фурор. Наталья Негода, сыгравшая в фильме главную роль, была признана лучшей актрисой 1988 года, а позже стала первой советской моделью, снявшейся в фотосессии для журнала Playboy.