В сентябре 1973 года состоялась премьера знаменитого фильма Леонида Гайдая.
Этот фильм получился компромиссом между желанием режиссера снимать фильмы в серьезном жанре и желанием руководства Госкино, чтобы он продолжал делать кассовые комедии. Поэтому сценарий основан на пьесе Михаила Булгакова, про которую «забыли» из-за цензурных сложностей.
Сценарий утвердили достаточно легко, и начался подбор актеров. В роли Ивана Грозного/Бунши Гайдай видел Юрия Никулина, и сценарий писался под него. Но из-за гастролей Юрий Владимирович не смог участвовать в съемках.
Царя могли сыграть еще Евгений Евстигнеев, Георгий Вицин, Евгений Лебедев. Но режиссер остановился на Юрии Яковлеве.
Пробы Жоржа Милославского были не менее звездными: Миронов, Юматов, Никоненко, Бурков, Невинный. На роль царицы претендовали Наталья Гундарева, Светлана Светличная и Наталья Селезнева.
Машину времени сделали в настоящем конструкторском бюро, но она не устроила режиссера, слишком технически сложной выглядела. Ведь она должна смотреться творением гения-одиночки.
И тогда машину сделал гениальный скульптор Вячеслав Почечуев, который работал на «Мосфильме». Интересная запись сделана об этом в ведомости на получение оплаты: «Деньги выданы за изобретение машины времени».
Прекрасные наряды для Натальи Селезневой, предмет огромной зависти советских модниц, создавал Вячеслав Зайцев.
Натурные съемки проходили в Ростовском Кремле, и Гайдай вспоминал забавный случай:
«Часть съемок проходила в старинном русском городе Ростове-Ярославском. Наша киногруппа работала около музея, расположенного в древнем Кремле. Снимали мы сцену «Проезд конницы Ивана Грозного». А тут как раз приехали в музей иностранные туристы. И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг»
Забавный факт, для съемок царского пира еда на столе была сделана настоящей, поскольку смета на бутафорскую еду была выше.
А знаете ли вы, что Наталья Крачковская рисковала жизнью, в реальности перелезая через балкон на уровне пятого этажа. Она сорвалась, но ее успели подхватить. Самое обидное для нее было то, что в итоге эта сцена даже не вошла в фильм!
В зарубежном прокате фильм вышел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future», что случилось на несколько лет раньше выхода картины Роберта Земекиса «Назад в будущее».
Друзья! Давайте вспомним фразы из фильма, ставшие крылатыми.
— Когда Вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите.
— А меня же, Зинаида Михайловна, обокрали – собака с милицией обещала прийти.
— Врешь, собака! Аз есмь царь!
— Я бросаю мужа – этого святого человека со всеми удобствами!
— Если бы вы были моей женой, я б… повесился!
— Эх, красота-то какая! Лепота!
— А что вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нету и цветы не растут.
— Вот что крест животворящий делает!
— Все, шо нажито непосильным трудом, все погибло!
— Вы еще ответите за ваши антиобщественные опыты, хулиган!
— Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть.
— Да нам, царям, за вредность молоко надо бесплатно давать!
— Живьем брать демонов!
— Аз есмь… житие мое… Какое житие твое, пес смердящий?
— Икра черная, красная… Да! Заморская икра… , баклажанная!
— И тебя вылечат… и тебя тоже вылечат… и меня вылечат.
— Оставь меня, старушка, я в печали…
— Эй, человек! Человек!!! Официант! Почки один раз царице!
— Это я удачно зашел.
— Позвольте! Вы не хулиганьте!.. Что это еще за пьяные выходки?! Я на вас жалобу подам… коллективную!
— Я требую продолжения банкета!
Предлагаю сегодня посмотреть любимую всеми кинокомедию Леонида Гайдая.