Карьера Ии Арепиной начиналась блестяще. Это была одна из самых красивых, милых и талантливых актрис советского кино. Но вскоре она почти исчезла с экранов, изредко появляясь в эпизодических ролях – таких крошечных, что ее даже не успевали узнать.
Ия Арепина родилась 2 июля 1930 года в городе Ардатов (Мордовия). Актриса вспоминала, что даже в голодные военные годы мечтала о кино. Повзрослев, поехала в Москву и подала документы в несколько вузов. Белокурая девочка, насмотревшись на кинозвезд, нарисовала себе карандашом невероятные черные брови и в таком виде предстала перед экзаменационной комиссией ВГИКа. Нелепая провинциалка прочитала монолог Павла Власова из романа «Мать» Максима Горького, насмешила экзаменаторов и была принята на курс корифеев – Владимира Белокурова и Василия Ванина.
Ей еще долго пришлось привыкать к столичной жизни, удивляя однокурсников своей наивностью. «Я целый километр от института до общежития топала пешком, не зная, что можно доехать на трамвае, а по дороге жевала батон, который называла «большая булка», – рассказывала Арепина. Зато в кино она снялась одной из первых с курса. В 1953 году были завершены съемки картины «Степные зори», где Арепина сыграла главную роль. В прокат фильм не вышел «ввиду крайне низкого идейно-художественного уровня», но кинематографисты талантливую дебютантку заметили.
Вторая попытка оказалась триумфальной. В 1955 году кинолента «Большая семья» (1954) получила приз Каннского кинофестиваля за Лучший актерский состав, в который вошла и Арепина. Следующие пять лет актриса снималась без перерыва. Иногда за год выходило по три проекта с ее участием. Тогда она сыграла главные роли в своей карьере: Аленушка в сказке-былине «Илья Муромец», Мими в драме «Борец и клоун», Дуняша в исторической эпопее «Хождение за три моря» и, конечно, Маша Миронова в экранизации «Капитанской дочки».
В начале 1960-х ролей стало меньше, хотя на волне славы она еще ездила на гастроли по стране и за рубеж. Однако своей подруге Наталии Шапориной, художнику по костюмам, жаловалась, что предлагают всякую чушь. «Работы нет. Плохо. …Хорошего, видимо, не дождешься. Ведь уже два года я не снимаюсь», – писала актриса в августе 1961 года. Последней заметной ролью исполнительницы стала Инга в фильме «Когда разводят мосты» (1962). Дальше пошли эпизоды. В некоторых картинах фамилия актрисы даже не упоминается в титрах.
Причина такого «забвения» известна. Но одной из съемок Ия Арепина отказалась принять «знаки внимания» режиссера. Она открыто заявила его неприличном поведении – написала объяснительную об отказе работать с этим человеком. Итогом был выговор за срыв съемок, опала со стороны киностудий и слава скандальной актрисы. Имя режиссера, сломавшего ей карьеру, актриса не назвала ни в одном интервью.
В 1979-1980-е годы Ию Алексеевну иногда звали на «Мосфильм», сыграть эпизод или озвучить чью-то роль. Последней работой в кино стал эпизод в картине «Бег по солнечной стороне» (1992). Но исполнительницу в титрах, по обыкновению, не указали. Надежда на профессиональную востребованность появилась в 1990-х – Арепиной предложили заняться преподаванием. Но начались проблемы со здоровьем: актриса перенесла два инфаркта, долго восстанавливалась. 24 июля 2003 года ее не стало.
Несмотря на то, что Ия Арепина так рано «выпала из обоймы» советских звезд, настоящие ценители хорошего кино ее не забыли. Не говоря уже о земляках замечательной актрисы. В Саранске, столице Мордовии, на одном из вечеров, посвященных памяти исполнительницы, актер и режиссер Всеволод Шиловский сказал: «С этой замечательной женщиной меня познакомил Олег Стриженов, …он сыграл Гринева в «Капитанской дочке». По его словам, тогда в Иечку была влюблена вся страна. Помимо актерского таланта, ее отличало невероятное обаяние… К сожалению, к талантам у нас часто относятся не так, как они того заслуживают».