Сыграл не Гамлета, но Гоголя
Знаменитый актер, который вошел в историю отечественного кино как гениальный комик, не всегда был в этом амплуа. Да и в кино Вицин начал сниматься, когда ему было уже почти 30 лет. А до этого, окончив театральную студию МХАТа, он больше 10 лет работал в Московском драматическом театре им. Ермоловой. Причем исполнял роли драматические, характерные, в большинстве своем совсем не комедийные. Из воспоминаний театралов известно, что перед спектаклями с его участием зрители буквально штурмовали театральные кассы. Часто случалось, что узнав о том, что Вицина на сцене не будет, они разворачивались и уходили, сдав билет.
Да и в кино Георгий Вицин начал сниматься совсем не в комедийном амплуа. Сперва он исполнил роль Николая Васильевича Гоголя в картине Григория Козинцева «Белинский». Причем был в ней так убедителен, что вскоре его пригласили еще раз сыграть Гоголя – на этот раз в фильме «Композитор Глинка».
Мало того, в конце 40-х и начале 50-х годов прошлого века Вицину прочили успешную карьеру в амплуа лирических героев-любовников. А режиссер Григорий Козинцев собирался снимать его в роли Гамлета вместо Иннокентия Смоктуновского. Однако к тому времени Вицин уже сыграл в нескольких прославивших его комедийных кинолентах, и режиссер понял, что Гамлет с таким бэкграундом – это рискованная затея.
Сохранилось даже письмо Козинцева Вицину, в котором режиссер сожалел, что тот стал сниматься в комедиях (он считал Вицина глубоким и тонким драматическим актером, который способен на большее).
Огурцы, рогатка, качающийся шприц и другие комедийные находки Вицина
Однако сложилось так, что фантастическую популярность и народную любовь ему принесли именно яркие комедийные образы. В особенности – роль Труса в комедиях Леонида Гайдая. Сперва «Пес Барбос и необычный кросс», потом «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Смешная уголовная троица – Трус, Балбес и Бывалый – стала в те годы культовой.
Причем очень многие штрихи к комедийному образу своего героя Вицин придумывал сам, изначально их в сценарии не было. В одном из своих интервью он рассказывал «Помните, в «Кавказской пленнице», когда мною вышибают дверь и я улетаю в окно? Я внес свою лепту и крикнул: «Поберегись!». Или момент, когда я бегу за Варлей и пугаюсь упавшего с нее платка». Именно Вицин придумал трюк с рогаткой и огурцом, а также ему принадлежит идея о том, чтобы в сцене, когда Моргунову делали укол, огромный шприц остался в его ягодице и размеренно покачивался (конечно, на самом деле шприц торчал в подушке).
А самой удачной своей выдумкой актер считал решение знаменитой сцены, когда Балбес и Бывалый, схватив с двух сторон Труса за руки, стоят, перегородив дорогу автомобилю с главной героиней за рулем. И Трус от ужаса начинает биться, а затем обвисает в их железной хватке, упав на колени.
Многие актеры, игравшие с Вициным, говорили, что он был великим выдумщиком: любил и посмеяться, и похохмить. Но нельзя сказать, что он был общительным человеком. Ему нравились длинные неспешные беседы с друзьями один на один, но он не любил компаний, норовил сбежать с любой актерской гулянки, особенно если она сопровождалась распитием спиртного, которого Вицин на дух не переносил.
Йога, управление организмом и умение выспаться за 10 минут
Актер Владимир Цукерман, хорошо знавший Вицина, рассказывал, что известные красавицы советского кино – Нонна Мордюкова, Татьяна Конюхова, Лидия Смирнова, Жанна Прохоренко – когда снимались в «Женитьбе Бальзаминова», как-то вечером после съемок хотели на спор напоить Вицина коньяком. Не верилось, что актер совсем не пьет. А он отпил глоточек, пополоскал горло и выплюнул. Тогда Нонна Мордюкова ему и говорит: «Ты не куришь, не пьешь, женщинами не интересуешься. Ты не мужик, ты – труп!» «Нет, я йог», – ухмыляясь, ответил Вицин.
И это правда: с молодых лет Георгий Вицин последовательно занимался йогой, изучал возможности своего организма и очень многого достиг. Он регулярно делал сложную гимнастику, стоял на голове, научился замедлять свое дыхание и даже сердцебиение, если ему нужно было быстро сосредоточиться и успокоиться. Также Вицин умел мгновенно восстанавливаться: на любых съемках, посреди шума и гама, он умел погружаться в короткий сон – буквально минут на 10 – и просыпался свежим и полным сил, словно проспал часа три.
Вицин практически не болел, очень молодо выглядел и даже иногда делился опытом со знакомыми актрисами, если те спрашивали его, в чем тут секрет. Он очень следил за своим здоровьем, не пользовался автомобилем, много ходил пешком, причем в любую погоду, никогда не пил и не курил, а также не принимал лекарств. Когда же ему случалось захворать, сам лечился по системе йогов: упражнениями, точечным массажем и травами.
В те годы увлечение йогой не приветствовалось. Считалось, что это буржуазное учение, которому не место в СССР. Однако самиздатовские материалы по йоге, отпечатанные на ротаторе, все же удавалось доставать. Кстати, йогой увлекался и актер Савелий Крамаров, с которым Вицин дружил. Накануне своего отъезда в США Крамаров передал своему другу большую коллекцию литературы по йоге.
«Если слава подкрадывается, надо спрятаться»
Георгий Вицин серьезно изучал и философию. Он был великим книголюбом: читал и перечитывал труды Авиценны, Апулея, Горация, Софокла, Овидия, Еврипида. Любил и классику, в том числе увлекался чтением писем и дневников великих людей. Благодаря своему постоянному самообразованию Георгий Вицин был очень разносторонним человеком. Любил и рисовать, причем занимался этим везде: в поездках, между действиями в спектаклях, в перерывах между съемками. Близким говорил: «Иногда думаю: будь я немного моложе, съемочной площадке предпочел бы живопись». А может быть, и скульптуру. Сохранился прекрасный скульптурный портрет его первой жены, который он сделал будучи совсем молодым человеком. А однажды они на спор с братом-скульптором лепили портреты друг друга, и у Георгия Вицина получилось ничуть не хуже, чем у его брата, хотя этому он никогда не учился.
Несмотря на все свои таланты и образованность, Георгий Вицин никогда ими не бравировал и вообще старался держаться в тени. Одна из любимых его фраз: «Главное – не привлекать внимания других к себе. Чего мозолить глаза народу?». У актера была своя собственная жизненная философия.
Он старался избегать популярности. Говорил так: «Убить можно и любовью, и вниманием, и славой. Сколько хороших актеров погибли, когда их начинали выдвигать, популяризировать. Они не выдерживали: нервная система у актеров слабая. Поэтому, если слава подкрадывается, надо спрятаться».
Но образ трусливого недотепы, бесхарактерного и странного тихони, который Вицин раз за разом воплощал в комедиях Гайдая, не имел с ним ничего общего. В жизни актер был решителен и упрям. Он неоднократно исполнял сложные и опасные трюки самостоятельно. А для некоторых ролей кроил себя самого, как того требовал кинообраз.
Он смог набрать нужную физическую форму для роли футболиста Васи Веснушкина в фильме «Запасной игрок». А когда на репетиции сцены боксерского поединка он пропустил удар, то не обращая внимания на боль, затянул грудную клетку полотенцем и продолжил репетицию с трещиной в ребре.
Две жены подружились и были одной семьей
И в личных отношениях Георгий Вицин был решителен, смел и даже напорист: если что задумал, обязательно добивался. Он абсолютно не обращал внимания на то, что окружающие могут подумать или сказать о нем. Свою первую жену, актрису Надежду Тополеву, гражданский брак с которой так и не был зарегистрирован, 19-летний Вицин увел у своего театрального педагога, художественного руководителя Театра им. Ермоловой Николая Хмелева. Георгий был одним из любимейших учеников Хмелева, но он же стал его соперником в личной жизни.
За кулисами театра образовался настоящий любовный треугольник: режиссер, его супруга и вчерашний студент театрального училища. В конце концов Надежда Тополева, в то время уже известная актриса и прима театра, которая к тому же была на целых 16 лет старше Вицина, подала на развод и ушла к юноше.
При этом все трое остались работать в театре: Хмелев оказался человеком сильным и мудрым, он смог отделить человеческие чувства от работы и творчества и не стал притеснять ни бывшего ученика, ни бывшую супругу.
Дочь Вицина от второго брака Наталья рассказывала: «Надежда была уникальным человеком, близким отцу по духу, по каким-то индивидуальным качествам». Между актером и его первой любовью были очень глубокие, по-настоящему близкие отношения, какие не часто встречаются в этом мире. Они прожили вместе целых 20 лет!
Почему распался этот счастливый союз, никто точно не знает. Скорее всего, мудрая Надежда Тополева чутко почувствовала, что ей пора оставить Вицина, когда она явно ощутила свое увядание: ей в этот момент было 54, ему не было и 40, а выглядел он и вовсе на 30. Возможно и то, что она отошла в сторону, узнав о новой любви Георгия. Он был очень цельной личностью и никогда не опускался до измен: всегда был очень честен и последователен в своих отношениях. Так или иначе, но и после расставания Георгий Вицин поддерживал самые тесные отношения со своей первой любовью, ухаживал за ней до последних дней ее жизни, то есть еще около 20 лет. Он постоянно навещал ее, оплачивал услуги домработницы и сиделки. Он же и похоронил свою первую жену, когда пришло время.
Второй женой актера стала художница по костюмам Тамара Мичурина (племянница знаменитого ученого-селекционера). Девушка пришла работать в театр костюмером и была покорена талантом Вицина. Однако она держалась в стороне, поскольку актер был еще женат. Все изменилось после того, как на Пасху Вицин забежал в костюмерный цех с куличом и крашеными яйцами, чтобы поздравить сотрудниц. После этого Тамара и Георгий уже не могли не думать друг о друге. Скоро Георгий Вицин съехал от первой жены. После этого он действовал решительно, и всех покорил тем, как красиво ухаживал за будущей женой. Тамара рассказывала: «Я его не выбирала. Меня выбрал он. Я лишь ждала, когда это случится. А в 29 я уже родила Наташку».
Теплое отношение своего знаменитого мужа к его первой супруге Тамара приняла безоговорочно. Она вообще очень последовательно принимала все, что принес в ее жизнь Георгий Вицин. Мало того, постепенно Надежда Тополева стала практически членом второй семьи Вицина: дружила с его женой, а потом и с их дочерью Наташей, когда та подросла. Даже выезжала вместе с ними летом на дачу.
Вицин вообще всегда чувствовал огромную ответственность за всех, с кем сводила его судьба. Много лет и до самой смерти актера важным ежедневным делом он считал кормление голубей и бездомных собак. Каждый день ровно в пять, если не было спектакля, он одевался и в любую погоду отправлялся на прогулку, набив карманы гостинцами для всех своих пернатых и четвероногих приятелей. Голуби садились ему на руки и плечи, собаки сбегались со всей округи.
«Ложиться нельзя, если только ляжешь – все!»
Отчасти из-за того, что москвичи много лет наблюдали его в этом образе чудаковатого старика с голубями, возник миф о том, что в старости актер жил чуть ли не в нищете. Однако актер Владимир Цукерман, хорошо знавший Вицина и общавшийся с ним, отрицает это. По его словам, Вицину было просто все равно, в чем гулять, и одевался он в старую поношенную одежду. А в какой еще пойдешь общаться с собаками и голубями? На самом же деле, средств на жизнь и на то, чтобы ежедневно покупать бездомным собакам сосиски и ветчину, ему хватало.
Георгий Вицин жил как свободный художник – не стремился играть роли, за которые полагались награды и звания, денег не копил. Актер озвучил почти восемь десятков мультфильмов, и эту работу обожал. Говорил так: «Здесь ты чувствуешь себя ребенком, начинаешь хохотать или капризничать, петь, рычать, пищать. Взрослый так вести себя не будет».
Он работал до самого последнего дня. Но не потому, что в этом была нужда, а потому, что считал вредным ничего не делать. Любил повторять: «Ложиться нельзя, если только ляжешь – все! Надо все время шебуршиться!». Когда Вицина спросили о его золотом правиле, он отвечал: «Не удивляться ничему плохому! Когда я так смог, то с облегчением вздохнул и понял: «Вот она – жизнь!».