Кто не знает Алена Делона? Таких, наверное, просто нет. Если кого и можно назвать секс-символом, так это его. Имя этого французского актёра давно стало нарицательным. В речевом обиходе мы нередко называет так мужчин с классической глянцевой внешностью.
В 80-е годы Ален Делон был на пике своей славы. И заполучить его для участия в фильмах для большинства режиссеров было почти невероятно.
Тем более удивительно, что это удалось режиссерам советским.
В 1980 году знаменитые Александр Алов и Владимир Наумов снимали политический детектив «Тегеран-43» о знаменитых переговорах глав правительств трёх держав времен второй мировой войны и связанных с ними шпионских интригах.
Проект был совместный: в создании фильма принимали участие киностудии Швейцарии и Франции.
В «Тегеране-43» снимались советские кинознаменитости: Игорь Костолевский, Наталья Белохвостикова, Армен Джигарханян, Альберт Филозов, Николай Гринько. Но участвовали и западные звезды: Курд Юргенс, Клод Жад, Жорж Жере.
И вот, снимая сцены «Тегерана-43» в Париже, режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов задумали пригласить в фильм самого Алена Делона.
К их удивлению актер довольно легко согласился. У него как раз оказалась небольшая пауза в работе. Но прочитав сценарий, супер-звезда выразил неудовольствие. Дело в том, что предлагаемая ему роль инспектора полиции Жоржа Фоша, первоначально была эпизодична.
«Значит так, завтра в восемь утра на французском языке двадцать страниц хорошей роли. Если вы это сделаете, я соглашусь», – категорично заявил Ален Делон советским режиссерам.
Так и произошло. Однако были сложности и потом, на съемках.
Так, съемка одного из эпизодов проходила на Елисейских полях. От Делона требовалось лишь выйти из офиса и сесть в машину. Но актер неожиданно отказался. Предложил поменять место съемки, потому что считал: на Елисейских полях его могут увидеть поклонники, и это будет мешать работе.
Говорят, что капризы Делона не выдержал даже один из участвующих в фильме иностранных актеров. И, разозлившись, предложил режиссерам поменять придирчивого Алена на Бельмондо. Обиженный на эти слова Делон на следующий день специально пришел на съемочную площадку с целой толпой поклонников. И те, конечно, фактически сорвали съемочный процесс.
И все-таки работать с Ален Делонам было очень интересно. Это отмечали многие члены съемочной группы. Как и говорили о его пунктуальности, собранности, очень ответственном отношении к работе. А работающие над созданием фильма женщины и вовсе не скрывали своей очарованности несравненной внешностью французской знаменитости, невероятно красивым тембром голоса, хорошими манерами.
«В Алене есть загадка, тайна, магическое притяжение, – вспоминала его партнерша по фильму Наталия Белохвостикова. – Он не позволяет себе опускаться ниже определенной планки – никогда в жизни он не играл хуже, чем сыграл до того. Это настоящий актер с большой буквы. Трепетный и ранимый, как все творцы».
Да и сам Ален Делон был приятно удивлен высоким уровнем профессионализма советских кинематографистов. И нередко проявлял человеческую симпатию к русским коллегам. Например, искренне переживал на съемках, что Наталья Белохвостикова подвернет ногу на шпильках и больно ударится о булыжную мостовую.
А однажды и вовсе всерьез разругался с ее супругом, режиссером Наумовым. Дело в том, что, снимая сцену убийства инспектора Жоржа Фоша, на Делона одели специальную экипировку, чтобы смягчить удар от падения на мостовую. А Наталья Белохвостикова снималась без защиты. В результате актриса была вся в синяках. Ален Делон не мог сдержать упреков в адрес режиссера, позволившего такое.
Вообще, по словам Наталии Белохвостиковой с Аленом Делоном на съемках «Тегерана-43» у нее сложились дружба и взаимопонимание.
А уже после выхода фильма на экраны Делон приезжал в Россию. Чета Наумов-Белохвостикова показывали ему Москву и Санкт-Петербург. Французский киноактер потом с восторгом отзывался о России. Навсегда полюбил русский зиму, московский трамвай-трактир «Аннушка» и песню «Очи черные».
Многие уверены, что участие Алена Делона, бесспорно, пошло на пользу фильму «Тегеран-43» . Многие шли на фильм, чтобы увидеть звезду мирового уровня. Только за первый год проката в нашей стране было продано более 100 миллионов билетов. Кинокартина получила главный приз на Московском международном кинофестивале. Была представлена во многих странах мира, в том числе была тепло принята во Франции.